Коммуникативное упражнение "Виды общения"

Название. Коммуникативное упражнение "Виды общения"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают на практике три вида общения: разговор-понимание, разговор-цель, разговор-инструмент.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Как известно, общение потому и называется общением, что у нас с нашим собеседником есть что-то общее: общие цели, общие обязанности, общая работа, общий взгляд на вещи и т. д. Во время общения мы не только удовлетворяем те или иные свои потребности, но еще так или иначе развиваем это общее, что между нами есть.

Конечно, бывают и совсем пустые разговоры, разговоры ни о чем. Просто человеку хочется поболтать, вот он и болтает. Такие разговоры сложно классифицировать, да и не нужно.

Также мы не будем рассматривать и разговоры-манипуляции, в которых один пытается так или иначе воздействовать на другого, скрывая свои истинные мотивы. Это сложно назвать общением, потому что для настоящего, подлинного общения важно наличие общего, а у манипулятора и его жертвы общего мало.

Содержательное, подлинное общение можно легко разделить на три вида:
Виды общения

Общение-понимание это когда люди общаются с целью расширить картину мира друг друга, то есть вместе пытаются понять что-то. Примеры: обсуждение прогноза погоды, спор о художественном произведении, разговор об обычаях какой-нибудь далекой страны.

Общение-целеполагание это когда люди вырабатывают совместные цели в чем-либо. Примеры: обсуждение предстоящих выходных (как лучше провести время), спор о дальнейших планах выпуска продукции на производстве, разговор о том, брать кредит или нет.

Общение-инструмент подразумевает, что какая-то совместная цель уже поставлена, надо решать частные задачи, решать качественно и эффективно. Примеры: совместное решение задачи по математике, выбор маршрута следования, промежуточные совещания, чисто производственный спор о способах, скажем, распиловки древесины.

Отличить один вид общения от другого не так просто. В чистом виде они редко встречаются, да и люди обычно плохо рефлексируют, чем же именно они сейчас занимаются: расширяют картину мира, ставят цели или же двигаются к поставленной цели. К тому же общение часто меняет свою модальность: только что, например, люди обсуждали прогноз погоды на завтра, а теперь они договариваются о том, куда завтра пойти и брать ли зонтик.

Тем не менее все же в большинстве случаев можно определить, к какому конкретному виду склоняется данный эпизод общения.

Участники тренинга разбиваются на пары. Эти пары равномерно распределяются по площади тренингового зала. Распределяются вместе со своими стульями. Каждая пара из рук ведущего получает карточку. Карточки ведущий должен заготовить перед тренингом. Карточки бывают трех видов: на одних написано: «Общение-понимание», на других «Общение-целеполагание», на третьих «Общение-инструмент».

Содержание карточек остается пока в тайне. Никто больше пока не должен знать, что именно выпало этой паре.

Каждая пара разыгрывает небольшую сценку продолжительностью в одну-две минуты, не более. Сценка состоит из акта общения. При этом общение должно соответствовать своему виду.

На подготовку выделяется около 5 минут.

Пары по очереди встают со своих мест и стоя разыгрывают свою сценку. Когда сценка закончена, другие участники высказывают свои предположения о том, какой именно вид общения здесь был загадан: понимание, целеполагание или инструмент.

Ведущий забирает у этой пары их карточку и показывает ее содержание всем. После этого сценку показывает уже другая пара.

Когда все сценки сыграны, проводится небольшое обсуждение. Ведущий должен дать свою оценку показанным сценкам: где был показан тот или иной вид в чистом виде, где получилось не очень хорошо.

Упражнение повторяется еще раз. Только участники разбиваются на пары уже иначе.

Библиографическая ссылка1. Коммуникативное упражнение "Виды общения" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 11.04.2017. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/vidy_obsheniya.html (11.04.2017).

 


См. также

Коммуникативные упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru