Коммуникативное упражнение "Передача интонации"

Название. Коммуникативное упражнение "Передача интонации"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся "передавать" по кругу интонацию.

Упражнение направлено на развитие способности рефлексировать феномен "передачи" интонации от человека к человеку.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Ведущий тренинга начинает беседу про интонации:

- они служат для повышения выразительных характеристик речи;

- в интонациях проявляются не только эмоции говорящего, но и скрытые его мысли, и ожидания от партнера по общению, и его характер, и даже его способности;

- интонации это не просто фон, это часть речи, причем более древняя по сравнению со словесной частью: животные, как и далекие предки человека, разговаривают лишь интонациями;

- как какие-то слова могут передаваться от человека к человеку по цепочке, так и интонации: если кто-то услышал важную новость, он стремится поделиться ею с окружающими; если человек вдруг почувствовал сильную тревогу, то он тоже в силу тех или иных причин готов поделиться с окружающими своей тревогой (так интонации тревоги могут передаваться по цепочке);

- некоторые интонации исполняют лишь декоративные задачи, украшая речь своеобразной "изюминкой", такие интонации тоже распространяются по цепочке (кому неохота сделать свою речь более изящной?);

- некоторые интонации напрямую связаны с коммуникативной компетенцией человека: умение разжалобить кого-то слезливыми интонациями или же умение изобразить властный голос с железными нотками - в жизни все может пригодиться; такие интонации (инструментальные) вообще очень быстро распространяются среди людей в силу своей эффективности и полезности;

- большинство людей не задумывается над природой собственных и чужих интонаций: кажется, что эти интонации были всегда (родился с ними, научился от родителей); человек вообще не очень хорошо рефлексирует собственные интонации, кроме нескольких, самых рабочих; тем интереснее наблюдать за другими людьми, как они обмениваются собственными интонациями.

Участникам предлагается по очереди озвучить карточки с текстом, приготовленные заранее. На карточки можно вынести текст, взятый из классиков русской литературы. При этом можно брать слова автора, можно - слова персонажей. Количество слов на карточке: 10-20. Ведущий акцентирует внимание участников на том, что, получив карточку в руки, первым делом надо прочитать ее, продумать интонацию (можно изобразить что-нибудь не очень адекватное содержанию текста) и только потом озвучить. Озвучив, участник оставляет пока карточку у себя.

Пройдя круг, упражнение переходит во вторую фазу. Надо опять по очереди озвучить свою карточку, но уже с чужой интонацией (интонацией другого участника). Остальные должны угадать, кому принадлежит эта интонация, которой подражают.

Опять пройдя круг, упражнение как бы прерывается (происходит переход к следующему). Однако в конце тренингового дня (или даже через несколько дней) ведущий возвращается к теме интонаций. Задает участникам вопросы:

- Что вы можете сказать про собственные интонации в процессе тренинга?

- Хотите ли вы услышать мнение других участников о собственных интонациях?

- Замечали ли вы, что кто-то в процессе тренинга перенимал чужие интонации?

Библиографическая ссылка

1. Коммуникативное упражнение "Передача интонации" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.03.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/peredat_intonaciju.html (16.03.2013).

 


См. также

Коммуникативные упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru