Название. Коммуникативное упражнение "Передача интонации"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся "передавать" по кругу интонацию.
Упражнение направлено на развитие способности рефлексировать феномен "передачи" интонации от человека к человеку.
Качества. Коммуникативная компетенция
Содержание
Ведущий тренинга начинает беседу про интонации:
- они служат для повышения выразительных характеристик речи;
- в интонациях проявляются не только эмоции говорящего, но и скрытые его мысли, и ожидания от партнера по общению, и его характер, и даже его способности;
- интонации это не просто фон, это часть речи, причем более древняя по сравнению со словесной частью: животные, как и далекие предки человека, разговаривают лишь интонациями;
- как какие-то слова могут передаваться от человека к человеку по цепочке, так и интонации: если кто-то услышал важную новость, он стремится поделиться ею с окружающими; если человек вдруг почувствовал сильную тревогу, то он тоже в силу тех или иных причин готов поделиться с окружающими своей тревогой (так интонации тревоги могут передаваться по цепочке);
- некоторые интонации исполняют лишь декоративные задачи, украшая речь своеобразной "изюминкой", такие интонации тоже распространяются по цепочке (кому неохота сделать свою речь более изящной?);
- некоторые интонации напрямую связаны с коммуникативной компетенцией человека: умение разжалобить кого-то слезливыми интонациями или же умение изобразить властный голос с железными нотками - в жизни все может пригодиться; такие интонации (инструментальные) вообще очень быстро распространяются среди людей в силу своей эффективности и полезности;
- большинство людей не задумывается над природой собственных и чужих интонаций: кажется, что эти интонации были всегда (родился с ними, научился от родителей); человек вообще не очень хорошо рефлексирует собственные интонации, кроме нескольких, самых рабочих; тем интереснее наблюдать за другими людьми, как они обмениваются собственными интонациями.
Участникам предлагается по очереди озвучить карточки с текстом, приготовленные заранее. На карточки можно вынести текст, взятый из классиков русской литературы. При этом можно брать слова автора, можно - слова персонажей. Количество слов на карточке: 10-20. Ведущий акцентирует внимание участников на том, что, получив карточку в руки, первым делом надо прочитать ее, продумать интонацию (можно изобразить что-нибудь не очень адекватное содержанию текста) и только потом озвучить. Озвучив, участник оставляет пока карточку у себя.
Пройдя круг, упражнение переходит во вторую фазу. Надо опять по очереди озвучить свою карточку, но уже с чужой интонацией (интонацией другого участника). Остальные должны угадать, кому принадлежит эта интонация, которой подражают.
Опять пройдя круг, упражнение как бы прерывается (происходит переход к следующему). Однако в конце тренингового дня (или даже через несколько дней) ведущий возвращается к теме интонаций. Задает участникам вопросы:
- Что вы можете сказать про собственные интонации в процессе тренинга?
- Хотите ли вы услышать мнение других участников о собственных интонациях?
- Замечали ли вы, что кто-то в процессе тренинга перенимал чужие интонации?
Библиографическая ссылка
1. Коммуникативное упражнение "Передача интонации" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.03.2013. - Режим доступа: https://azps.ru/training/communication/peredat_intonaciju.html (16.03.2013).