Коммуникативное упражнение "Метод интервью"

Название. Коммуникативное упражнение "Метод интервью"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники интервьюируют друг друга с той или иной целью.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

В повседневной жизни люди редко дают и берут интервью друг у друга. Это связано с особенностями этого формата взаимодействия: когда один человек нарочито «допрашивает» другого. Как правило, интервью берут журналисты (у известных личностей или простых людей). Процедура трудоустройства тоже часто включает в себя интервью. Интервью в том или ином виде применяют социологи, психологи, психотерапевты.

У большинства людей нет за спиной практики проведения интервью. В этом и заключается идея этого упражнения – дать возможность участникам попрактиковаться в проведении и участии в интервью. Если позволяет время и концепция тренинга, эффект упражнения можно усилить за счет включения видеосъемки и последующего анализа её.

Вызывается два добровольца. Они отсаживаются в сторонку, в «студию». Ведущий может позаботиться о том, чтобы придать «студии» нужный антураж. Можно поставить комфортные, дорогие кожаные кресла, журнальный столик с цветами. Можно найти осветительный прибор – чтобы ярко подсвечивать «студию». Даже если видеосъемка не планируется, все равно можно поставить видеокамеру с прямой трансляцией на экран телевизора (монитора, проектора). Можно добавить «задник» с «фирменными» знаками нашей вымышленной телепрограммы. Можно проявить и иной «креатив» для погружения участников в атмосферу телевизионных съемок.

Одному добровольцу дается роль журналиста-интервьютера, другому достается роль гостя. Ведущий объясняет «гостю», что он должен играть самого себя, рассказывать он будет про свою жизнь. Лучше, конечно, отвечать достаточно честно. Если какой-то вопрос покажется неприятным, он может промолчать, уклониться от ответа или прямо сказать, что не хочет отвечать.

«Журналист» же должен предварительно, перед началом интервью решить для самого себя, что именно он хочет выпытать из разговора с гостем. Ведущий даже дает минуту-другую «журналисту» на то, чтобы хорошо подумать и определить «самый важный вопрос». При этом пока он никому этот «самый важный вопрос» не сообщает. После того, как «журналист» дает знак, что придумал этот вопрос, интервью начинается.

Ведущий отходит в сторонку и наблюдает вместе со всеми. Он как квалифицированный наблюдатель должен обратить внимание на разного рода интересные моменты в этой ситуации:

– невербальное поведение «журналиста» и «гостя»,

– тактические хитрости, уловки «журналиста»,

– речевую и вообще коммуникативную грамотность участников диалога,

– проявления раздражения, негативные реакции у обоих участников,

– актерские способности и т.д.

Когда ситуация интервью исчерпает себя, «журналист» и «гость» подсаживаются в общий круг, где сразу происходит обсуждение:

– Как вы думаете, какой был «самый важный вопрос» у «журналиста»?

– А на самом деле (отвечает «журналист»)?

– Как вы думаете, «журналист» добился своей цели?

– Что ему мешал? Что помогало?

После этого упражнение продолжается, но уже с другими участниками. Конечно, можно вызывать и прежних участников. Лучше будет, если бывшие «журналисты» станут «гостями» и наоборот.

Библиографическая ссылка1. Коммуникативное упражнение "Метод интервью" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 23.03.2016. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/method_interview.html (23.03.2016).

 


См. также

Коммуникативные упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru