Коммуникативно-интеллектуальное упражнение "Устный счет"

Название. Коммуникативно-интеллектуальное упражнение "Устный счет"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме.

Упражнение можно использовать не только для развития отдельных способностей у участников, но также и для развития сплоченности данных групп, проверки умения работать в команде.

Качества. Коммуникативная компетенция. Интеллект. Разум. Организаторские способности

Содержание

Большинству людей сложно, а многим даже невозможно, перемножить в уме два четырехзначных числа. Проблема заключается в том, что это надо делать столбиком, а объема оперативной памяти для этого не хватает.

Если попросить группу людей совместными усилиями в своем уме перемножить два больших числа, то, очевидно, сначала результат будет таким же. Но потом группа может приноровиться, придумать тактику, как сообща перемножать столбик: один запоминает одну строку, другой другую и т.д. Возможно, группа придумает какие-то творческие способы облегчения этой деятельности.

На этом и основано это упражнение – как с помощью соревнования активизировать у участников мыслительные, коммуникативные и организаторские процессы.

Ведущий разбивает участников на 2-3 группы. Желательно, чтобы в каждой группе было не меньше четырех человек. Разбивать можно несколькими способами:

– случайно (например, с помощью жетонов разных типов),

– произвольно (ведущий сам решает),

– с помощью капитанов (так или иначе выбираются 2-3 капитана, затем они себе набирают команды – соблюдая очередь).

В любом случае у каждой команды должен быть капитан.

Ведущий объясняет задание: надо в уме, коллективно, не пользуясь калькуляторами и пишущими принадлежностями, перемножать в уме числа. Для того, чтобы дать ответ, капитан команды тянет руку, а после того, как ведущий разрешит ему говорить, сообщает свой ответ.

Команды разводятся по разным углам тренингового зала (чтобы они друг другу не мешали и не помогали).

Ведущий сообщает очередное задание. Можно это делать только вслух, но лучше сопроводить визуально: написать на доске или вывесить заранее приготовленную табличку.

Задания следует давать по нарастающей сложности. Пример заданий:

23 x 90 = 2070

98 x 32 = 3136

109 x 83 = 9047

148 x 85 = 12580

191 x 88 = 16808

228 x 87 = 19836

125 x 175 = 21875

364 x 326 = 118664

Ответы, разумеется, ведущий должен держать при себе, не показывая их.

Если ответ оказался неверным, следующую попытку ответить группа получить только после того, как ответят все другие группы.

Ведущий внимательно следит за тем, чтобы участники честно соблюдали правила: не пользовались записями и калькуляторами. Во всем остальном он предоставляет им полную свободу действий (в разумных пределах).

Упражнение может показаться жестоким по отношению к участникам, но группе вполне по силам придумать эффективный способ справиться с заданием.

Библиографическая ссылка

1. Коммуникативно-интеллектуальное упражнение "Устный счет" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 6.02.2016. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/kollektivnoe_umnozhenie.html (6.02.2016).

 


См. также

Коммуникативные упражнения Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru