Название. Коммуникативное упражнение "Хорошие и плохие манеры"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга. Участники вспоминают и разыгрывают хорошие и плохие манеры.
Может использоваться как основное упражнение или как упражнение разминки.
Качества. Коммуникативная компетенция. Артистизм
Содержание
Ведущий начинает упражнение небольшим рассуждением на тему о том, что манеры поведения это довольно важно для жизни человека. С помощью манер человек может добиться чьего-то расположения или потерять его, манеры помогают людям жить или мешают им. Они могут объединять людей, а могут разъединять. Иногда с теми или иными манерами просто удобнее жить.
Участники случайным образом делятся на три равные группы. Для этого можно их построить и попросить рассчитаться на первый-второй-третий.
Первая группа объявляется "людьми с хорошими манерами". Вторая - "людьми с плохими манерами". Третья - "критиканами" (людьми, которые во всем сомневаются). Первой и второй группе дается около 10 минут времени на подготовку. За это время они должны придумать несколько коротких сценок, в которых демонстрируются хорошие манеры (первая группа) и плохие манеры (вторая группа). Ведущий обращает внимание участников на то, что сценки должны быть очень короткими (буквально несколько секунд) и что чем их будет больше, тем лучше.
Пока первая и вторая группа готовится, ведущий проводит инструктаж третьей. Он говорит, что они должны внимательно смотреть и критиковать выступления:
- если им кажется, что это на самом деле не хорошая манера, а плохая (или наоборот),
- если они думают, что в данной ситуации подошла бы другая манера,
- индивидуальные пожелания участникам, как лучше разыгрывать ту или иную манеру.
Выступает первая группа. Ее критикуют. Выступает вторая группа. Ее критикуют. После этого происходит смена ролей: первая группа становится группой с плохими манерами, вторая группа переходит в разряд критиканов, а третья становится группой участников с хорошими манерами. Происходит то же самое, после чего будет третья рокировка, последняя.
В конце проводится обсуждение:
- как отличить хорошие манеры от плохих? что это вообще такое?
- почему в разных ситуациях уместны разные манеры?
- если слишком злоупотреблять манерами, что будет?
- как учиться соблюдать манеры?
В самом конце пусть каждый участник встанет и продемонстрирует тем или иным образом свою любимую манеру.
Библиографическая ссылка
1. Коммуникативное упражнение "Хорошие и плохие манеры" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 8.09.2015. - Режим доступа: https://azps.ru/training/communication/horoshie_i_plohie_manery.html (8.09.2015).