Линии жизни глазами психолога» под редакцией А.А. Кроника «Школа-Пресс». М., 1993).
Цель: профориентация участников группы.
Раздаточный материал: бланк-таблица для индивидуального заполнения по образцу (см. приложение 1).
1) Участникам предлагается вспомнить значимые события своей трудовой жизни, разбив ее на периоды в 5-10 лет, и заполнить таблицу в соответствии с указанным в ней смысловым наполнением:
- какие качества характера появились в результате того или иного события жизни у каждого участника группы?
- как - положительно или отрицательно, - каждый участник оценивает каждое указанное в таблице собственное качество и относится ли оно, по мнению участника, указанное качество к профессионально важным или профессионально-значимым качествам его личности?
2) После заполнения таблицы по указанному образцу тренер предлагает каждому участнику выписать 7-9 самых на его взгляд профессионально важных качеств.
3) После индивидуальной работы по составлению списка ПВК каждым участником тренер предлагает приступить к этапу групповой работы, который заключается в следующем:
- каждый участник по очереди зачитывает вслух на группе качества, выбранные им как профессионально значимые;
- остальные члены группы внимательно слушают и потом сообщают о пришедших каждому на ум ассоциациях на тему: где бы мог быть востребован и имел возможность успешно работать человек с заявленными ПВК;
- участник, предъявляющий ПВК, оценивает предложенные способы возможной профессиональной реализации и решает для себя: достаточно ли ему этой ассоциативной профориентации; если да - группа заслушивает следующего участника;
- если ассоциативной информации недостаточно или она не удовлетворяет участника - предъявителя ПВК, то он может добавить из таблицы еще одно на его взгляд важное качество или убрать одно качество из ранее предъявленного списка; после этого процедура групповой ассоциации повторяется;
- итогом работы может служить относительная удовлетворенность каждого участника результатами ассоциативной профориентации в сфере профессий и заинтересованность возможностями прикладного использования полученной информации о путях профессиональной реализации на рынке труда.
4) Обсуждение результатов в группе (при необходимости).