Упражнение "Звездный час"

Цель игрового упражнения - помочь участникам луч­ше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о сча­стье.

Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может занять около 20-40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.

В самом общем плане участники игры пытаются выде­лить и обсудить различные "радости" жизни и работы, на­иболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

Возможны различные варианты проведения упражне­ния. Во-первых, можно рассмотреть "звездные часы" для типичных профессиональных стереотипов (для типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста...), а можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана (типичного "нового русского", типичной "шикарной жен­щины", типичного "супермена", типичного "пьяницы",. ти­пичного "простого человека" и т.п.).

Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.

1 вариант (основные этапы проведения):

1. Участники рассаживаются в круг и совместно опреде­ляют, какой профессиональный стереотип (или социаль­ный стереотип) они будут обсуждать. К примеру , все сошлись на профессиональном стереотипе типичного "бар­мена".

2. Далее ведущий даст участникам следующее задание: "Сейчас каждый из нас попробует представить, какие самые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои пред­положения, после чего обсудим, чьи же представления ока­зались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...".

3. Участники по очереди говорят о своих представлениях, о "звездном часе" бармена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. В подростковых (а часто и во взрослых) аудиториях достаточно возможны шутки и некоторая ирония по отношению к "счастью" стереоти­пов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помощью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях... Высказывания участников могут повторяться, хотя было бы интереснее называть раз­нообразные проявления радости для данного профессиона­ла, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естественно, ведущий не должен допускать перерастания шутки в откровенную грубость и "зубоскальство".

4. Далее организуется обсуждение, чьи же представле­ния о самом большом счастье для бармена оказались наибо­лее характерными и правдивыми. Поскольку такие представления им носят в основном нон субъективный и характер, то не следует стремиться к полной "объективности" обсужде­ния. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения - не столько в том, чтобы познакомить у участников и кон с "прав­дой", сколько II том, чтобы актуализировать их представления о "радостях" того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.

2 вариант:
1. Участники разбиваются на группы по 3-5 человек (микрокоманды).

2. Определяются наиболее интересные для всех профес­сиональные (или социальные) стереотипы по числу игро­вых микрокоманд.

3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социаль­ной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно, выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микрогруппа.

4. Далее по очереди представители микрогрупп выступа­ют (зачитывают свои варианты профессионального сча­стья) и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопро­сы, кто-то высказывает свое мнение. Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противопо­ложными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить опре­делить что-то наиболее характерное и, следовательно, ме­нее противоречивое.

Разновидностью 2-го варианта упражнения является та­кая его организация, когда микрокоманды обсуждают толь­ко один профессиональной (или социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микрогруппах некоторые представления сильно совпадают.

3 вариант:

I. Участники разбиваются на микрогруппы. В каждой микрогруппе сами участники определяют (загадывают) на­иболее интересный для себя профессиональный или соци­альный стереотип, но так, чтобы никто пока об этом не знал (случайно не услышал...).

2. Задание каждой микрогруппе: "В течение 10 минут совместными усилиями необходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессио­нальной деятельности) загаданного стереотипа, которая от­ражала бы самые прекрасные мгновения его существования".

3. По очереди микрокоманды проигрывают счастливые мгновения из жизни стереотипов (время на одно проигры­вание - не более 5-7 минут). А остальные пытаются уга­дать, о каком стереотипе идет речь. Отгадывание происходит в небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и, чаще всего , с интересом наблюдают за высказываниями своих товарищей, ведущий выписывает на доске наиболее "прозвучавшие" (принятые многими) варианты отгадок. Можно да же ограничить число таких вариантов, например, двумя-тремя.

4. После этого называется загаданный стереотип, и дис­куссия может вновь возобновиться, например, кто-то мо­жет не согласиться с тем, как представила данный стереотип микрокоманда.

4 вариант - "Хвастуны":

I. Каждому игроку дается задание: "Придумать наибо­лее интересный для себя профессиональный или жизнен­ный стереотип. На отдельном листочке в течение 5-7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2-3 наиболее характерных счастливых мгновений из жизни этого стереотипа (это своеобразная разминка перед основ­ным упражнением). Предлагается каждому представить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровом ситуа­ции рассказать кому-то о том, как у Него все прекрасно. т.е. похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здорово...". Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее предста­вить загаданный стереотип.

2. Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгры­вают небольшую сценку в течение 5-10 минут, в которой по очереди , а может даже и мешая друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобразном соревнова­нии необходимо сыграть более счастливого человека.

3. После этого каждый пытается с двух попыток назвать (угадать) тот стереотип, который изображался его напар­ником, а дальше организуется небольшое общее обсужде­ние того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. При этом важно учесть не только слова и факты, подтверждающие "счастье" да иного стереотипа, но и саму манеру разговора, интонации и прочие характерные для разных стереотипов проявления (если ведущий напомнит и об этом, то обсуждение получит­ся нанемало полезнее и интереснее).

Нам представляется, что разыгрывание и обсуждение (попытка попять) профессиональные различные и жизнен­ные стереотипы являются очень важной частью работы профконсультанта. Ведь во многих случаях консультант реально выходит на проблемы не столько чистой профориентации (помощи в выборе конкретной профессии, места учебы или работы), сколько на проблемы на хождения смыс­ла своей жизни, связанного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не обязательно является только про­фессиональной. Нередко человек реально выбирает не столько профессию, сколько образ (или стиль) жизни, тот или иной социальный стереотип, ту или иную социальную роль. К примеру , кто-то выбирает профессию не потому, что его при привлекает сам характер данного труда, а потому, что позволяет иногда пройтись в норковой шубе по улице столько ради этого многие живут или мечтают жить!), или ради того, чтобы непременно, прославиться (неважно, как лишь бы все о тебе знали), или чтобы очень-очень немало зарабатывать (вчера - партийный работник со льготами, сегодня - высокопоставленный чиновник-взяточник) или чтобы непременно "бывать за границей" и т.п. Естественно можно привести немало и приятных примеров, когда человеку удастся даже, но внешне непривлекательной (не престижной на данный момент) профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и реализовывать лучшие свои возможности. Это касается не только изначально "благородных" низов труда (учителей, социальных работников, врачей...), но даже таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе ситуа­цию, что кто-то, как раньше, захочет "быть там, где труд­нее всею" и специально изберет для себя наиболее трудные ("соблазнительные") в этом плане профессии (как своеоб­разные "испытания" своей совести) и только таким образом сумеет возвысить свой дух ...

 


См. также

Профориентационные игры

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru