1. Категории участников психологического исследования. Было обследовано:
22 учащихся 10-х классов
21 учащийся 9-х классов
10 учащихся школы-интерната
35 учащихся профессионального училища
Всего: 88 человек.
2.Трудности, возникающие при проведении обследования. Самая большая трудность состоит в том, что обследуемые устают, и некоторые из обследуемых под конец обследования начинают делать по каждой теме лишь один выбор, либо не очень вдумываются в содержание высказываний. Поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у обследуемых был достаточный уровень заинтересованности в психологическом тестировании. Так же в процессе психодиагностики желателен контроль психолога за тем, чтобы обследуемые не торопились в своих ответах. Другая трудность состоит в том, что некоторые обследуемые не сразу понимают инструкцию в той части, в которой говорится, что нужно делать от 1 до 3 выборов по каждой теме: одни делают только один выбор, другие каждый раз по три, третьи - четыре и больше выборов. Поэтому необходимо несколько раз подчеркивать: «Можете сделать один выбор, можете сделать два, можете сделать три выбора».
3. Трудности, возникающие при статистической обработке. Результат, получаемый в итоге, - качественный. Нельзя применять методы матстатистики к количественным показателям, получаемым на промежуточном этапе обработки ПДО. При необходимости проведения корреляционного анализа данные следует представить в двоичном виде, т.е. по каждой шкале числовое значение может быть либо 0 (отсутствие признака), либо 1 (присутствие признака). При необходимости обобщения данных группового обследования результаты можно представить в процентном соотношении: «такой-то процент обследуемых обладает чертами такого-то типа, такой-то - такого-то и т.д.».
Выводы:
1. Методику ПДО не только возможно, но и необходимо применять при обследовании подростков на наличие проблем личностного порядка, а также на прогнозирование возможности так называемого «отклоняющегося поведения».
2. Методика ПДО не выдает количественного показателя степени выраженности акцентуации. Поэтому при системном обследовании подростков, когда кроме необходимости выяснить в каком направлении происходит неадекватное развитие личности, требуется еще и выяснить степень отклонения, желательно использовать сопутствующие методики типа « Q -сортировки», показывающие степень личностного неблагополучия. Кроме этого в качестве дополнительной информации желательно иметь при интерпретации данных психологического тестирования данные биографического порядка, life data .
3. При проведении психологического тестирования желательно соблюдение следующих принципов:
· количество обследуемых, проходящих тестирование единовременно и в одном помещении не должно превышать 15 человек;
· наличие более одного экспериментатора способствует более адекватному проведению тестирования;
· необходимо следить за тем, чтобы все обследуемые ясно и четко усвоили инструкцию с тем, чтобы в процессе собственно тестирования возникало как можно меньше вопросов;
· за одним столом не должно помещаться более одного тестируемого;
· испытуемые не должны переговариваться между собой, объяснять друг другу инструкцию, и тем более необходимо пресекать попытки обследуемых высказывать свои мнения и суждения по поводу пунктов опросника, спрашивать друг у друга как он (она) ответили по какой-либо теме;
· при желании обследуемых выйти на несколько минут не стоит чинить в этом препятствий, поскольку, с одной стороны процедура не требует непрерывного тестирования, а с другой - непродолжительный отдых способствует большей сосредоточенности в выборе ответов.