Люди с хорошо развитыми способностями к обобщению и высоким уровнем понятийного мышления обладают преимуществами в выражении своих мыслей, точной формулировке актуальных проблем, письменной и устной речевой грамотности, способны как бы подниматься над проблемами и видеть основную суть ("ядро") проблем, при чтении быстрее улавливают суть написанного и основные мысли автора.
Стимульный материал представляет собой двадцать наборов из трёх слов в каждом. В задачу испытуемого входит найти общее в этих трёх словах и назвать эти три слова одним общим понятием. Ответы испытуемый записывает в бланк ответов.
Методику можно проводить в индивидуальной и групповой форме. Ограничение по времени: 10 минут.
Тест "Обобщения-2010" можно применять в школьной психологии для изучения особенностей познавательной сферы школьников. Также методику можно использовать в процедурах профподбора и профотбора по отношению к профессиям, в которых важны языковая грамотность и коммуникативная компетентность в целом, а также требуется высокая обучаемость непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Методика имеет четыре разные формы (А, Б, В и Г). Данная форма -- форма Б.
Психолог зачитывает испытуемым инструкцию. Непосредственно в стимульном материале имеются три примера. Однако необходимо добиться того, чтобы уже до начала тестирования испытуемые поняли то, что от них хотят (особенно это касается детей 8-13 лет). Психолог раздаёт стимульный материал в перевёрнутом состоянии. Психолог засекает время и даёт команду "Начали!", после которой испытуемые переворачивают листы стимульного материала и начинают работать. Время работы: 10 минут.
Сейчас Вам предстоит решать задачи на обобщение. Всего задач будет 20. Каждая задача состоит из трёх слов, которые в чём-то похожи друг на друга. Эти три слова объединяет некое общее качество. Придумайте общее название для всех этих трёх слов. Старайтесь, чтобы название было точное.Возьмём для примера три слова: "колбаса", "сосиски", "сардельки". Их можно объединить одним понятием "продукты питания". Но лучше использовать понятие "мясные продукты", потому что оно более точное. Не стоит давать описания вроде: "то, что можно есть", "я их ем на завтрак", "то, что продаётся в мясном отделе" и тому подобные.
Вам даётся 10 минут.
Есть вопросы?
Пример 1. ОПОССУМ ЗАЯЦ СЛОН (верный ответ: "животные")Пример 2. ШОСТАКОВИЧ ВАГНЕР БЕТХОВЕН (верный ответ: "фамилии композиторов")
Пример 3. ОЛЬХА КИПАРИС ДУБ (верный ответ: "деревья")
1) КАНАРЕЙКА ПЕРЕПЕЛ ПОПУГАЙ
2) КАПУСТА ГОРОХ РЕДЬКА
3) НИЦШЕ СПИНОЗА АРИСТОТЕЛЬ
4) ЭКОЛОГ КИНОРЕЖИССЕР ДИЗАЙНЕР
5) РОЯЛЬ ФЛЕЙТА ТУБА
6) ЛАЙКА ЛАБРАДОР ВОЛКОДАВ
7) УРАН ВЕНЕРА МАРС
8) ЗВЕЗДА СОЗВЕЗДИЕ ТУМАННОСТЬ
9) ГЕСТИЯ АРТЕМИДА ЗЕВС
10) НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ МАРТ
11) КИСЛОРОД КОБАЛЬТ ФТОР
12) ПРИНТЕР ШРЕДДЕР КСЕРОКС
13) КОФЕМОЛКА ВАФЕЛЬНИЦА ШУРУПОВЕРТ
14) ЭЛЕКТРОПОП СОНАТА КАНТРИ
15) КОРОЛЕНКО ЛЕСКОВ ГОНЧАРОВ
16) БАСКЕТБОЛ БОДИБИЛДИНГ АРМРЕСТЛИНГ
17) ДИНАМО ЦСКА СКА
18) АЛЫЙ ЗОЛОТИСТЫЙ ЛИЛОВЫЙ
19) ДЕЕПРИЧАСТИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ
20) ТБИЛИСИ БРАЗИЛИА ИЕРУСАЛИМ
БЛАНК ОТВЕТОВ
1) _______________________________
2) _______________________________
3) _______________________________
4) _______________________________
5) _______________________________
6) _______________________________
7) _______________________________
8) _______________________________
9) _______________________________
10) ______________________________
11) ______________________________
12) ______________________________
13) ______________________________
14) ______________________________
15) ______________________________
16) ______________________________
17) ______________________________
18) ______________________________
19) ______________________________
20) ______________________________
Проверьте правильность ответов, пользуясь ключом. Максимальный балл за каждый ответ: 2. Таким образом, максимальное количество баллов за тест: 40. При проверке учтите, что в ключе даны лишь примеры точных ответов. Испытуемый может дать ответ иного плана. Иногда испытуемые дают более точные обобщающие понятия, то есть более узкие понятия, но тем не менее охватывающие все три слова. Например вместо понятия "русские писатели" испытуемый может указать "русские писатели, проживавшие в Петербурге". Если такой ответ верен, то начисляется 2 балла. Если неверен, то только 1.Один балл даётся также за слишком широкие понятия. Например, не "русские писатели", а "писатели" или "русские люди". Во всех случаях ошибочных суждений начисляется только 0 баллов. Например, даны три слова "ВОРОНЕЖ ИРКУТСК БЕРЛИН". Если испытуемый обобщает их понятием "русские города", то здесь в явном виде присутствует ошибочное суждение: "Берлин -- русский город". Поэтому такой ответ заслуживает лишь 0 баллов.
Часто испытуемые не могут выразить понятием найденное обобщение и используют описания наподобие: "их делают из молока" (молочные продукты), "они пишут книжки" (писатели), "предметы, которые мы изучаем в школе" (школьные предметы). В подобных случаях 2 балла не следует начислять. Один балл начисляется за нечетко сформулированные понятия ("предметы, которые мы изучаем в школе"). В остальных случаях ставится 0 баллов.
Ниже приводится таблица ориентировочных нормативов для разных возрастов.
Возраст Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень 8 - 9 лет 0 - 8 9 - 16 17 - 40 10 - 12 лет 0 - 12 13 - 21 22 - 40 13 - 15 лет 0 - 16 17 - 27 28 - 40 16+ лет 0 - 20 21 - 32 33 - 40 КЛЮЧ
1) птицы
2) овощи
3) философы
4) профессии
5) музыкальные инструменты
6) породы собак
7) планеты
8) астрономические объекты
9) древнегреческие боги
10) месяцы
11) химические элементы
12) офисная техника
13) бытовая техника
14) музыкальные жанры
15) фамилии отечественных писателей
16) виды спорта
17) спортивные клубы
18) цвета
19) части речи
20) столицы
1. Психодиагностическая методика "Обобщения-2010. Форма Б" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 15.05.2010. - Режим доступа: https://azps.ru/tests/kit/general10b.html (15.05.2010).