КОСКОМ 2

Представления педагогов о своих коммуникативных умениях в межличностном общении позволяет оценить опросник КОСКОМ (Куницына, 2001), точнее его шкалы: имидж, вербальная компетентность, эго-компетентность, оперативная социальная компетентность, социально-психологическая компетентность, коммуникативноая компетентность. При этом стержневой в опроснике является шкала коммуникативной компетентности.

Инструкция: Отвечайте, пожалуйста, на ответном листе сверху вниз. Отмечайте знаком "+" (плюс) утверждения, с которыми согласны. Знаком "-" (минус) утверждения, с которыми не согласны, и знаком "=" (равенство) пункты, в ответе на которые не уверены. Внимание! Вы можете использовать не более одного знака равенства на столбец.

1 столбец
1. Мои коллеги говорят, что я умею ладить с подростками.
2. Я не умею быстро ориентироваться в новом классе.
3. У меня есть талант быть в нужное время в нужном месте.
4. Глупо осуждать людей, старающихся ухватить от жизни все, что могут.
5. Если мне что-то надо, я обязательно добьюсь этого "не мытьем, так катаньем".
6. Ожидание всегда нервирует меня.
7. Я замечаю, когда человек одет несообразно возрасту и фигуре.
8. Когда я прихожу в какую-нибудь новую организацию по своему делу, я не сразу ориентируюсь, к кому лучше обратиться.
9. Я знаю много поговорок и пословиц и использую их в повседневном общении.
10. Не представляю, чем сейчас занимаются профсоюзы, и какая польза от их деятельности.
11. Я знаю приемы аутотренинга и пользуюсь некоторыми из них.
12. Я легко включаюсь в беседу в любой компании независимо от пола и возраста присутствующих людей.
13. Мне обычно не удавалось отстаивать свои права в споре с родителями.
14. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
15. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
16. Люди часто обращаются ко мне за помощью и советом, когда не могут сами разобраться в ситуации и намерениях партнера.
17. В настоящее время я не могу без особых усилий и напряжения осилить большой объем новор информации.
2 столбец
1. Старшие школьники ценят в педагоге его человеческие качества выше, чем его профессиональную компетентность.
2. В разговоре с подростком мне бывает трудно сориентироваться, стоит ли настаивать на своем.
3. Обычно могу мобилизоваться перед любыми экзаменами, ответственными встречами, правильно распредилить свое время.
4. Согласен, что если вор украдет у вора, то ему простится.
5. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.
6. Я с трудом восстанавливаю душевное равновесие после поражения.
7. Если мне предложат публичное выступление на телевидении, важной встрече, думаю, что мне понадобится консультация опытного визажиста.
8. Нередко нужное решение в выборе правильного способа действий приходит ко мне, когда уже трудно что-либо исправить.
9. Мне говорят, что я неплохо выступаю.
10. Мне довольно трудно было бы посоветовать сверстнику или человеку, оканчивающему школу, вуз, какую сейчас лучше выбрать профессию.
11. Я достаточно хорошо знаю слабые место своего организма.
12. Могу договориться, если понадобится, практически с каждым.
13. Мне легче защищать чужие права, чем свои.
14. С трудом близко схожусь с людьми.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Мне часто говорят, что я умею хорошо слушать.
17. Мне приходится прилагать усилия, чтобы скрыть свою застенчивость.
3 столбец
1. Нередко я ошибаюсь, определяя причины поведения школьника и его дальнейшие поступки.
2. Когда на уроке внезапно что-то срывается, обычно выясняется, что я прежде неправильно оценил ситуацию.
3. Я привык и мне успешно удается делать несколько мелких дел одновременно.
4. Иногда ловкость какого-нибудь мошенника (например, в кинофильме) метя так забавляла, что мне хотелось, чтобы ему повезло.
5. После неудачи я становлюсь еще более собранным и энергичным.
6. Мне трудно удержаться от неуместных замечаний в адрес тех, кто делает ошибки.
7. Деловая репутация может пошатнуться, если представитель фирмы придет на деловую встречу в нечищенной обуви.
8. Не знаю пути повышения карьеры в своей области деятельности.
9. Когда я слушаю радио или читаю письма, я всегда замечаю оговорки и ошибки.
10. Плохо представляю, чем дилер отличается от брокера.
11. При необходимости (например, на приеме у врача) я могу точными словами охарактеризовать свое состояние и ощущение.
12. Могу легко и незаметно для участников беседы повернуть ее в нужное русло.
13. Мне трудно отказывать другим в их просьбах.
14. Случалось, что друзья предавали меня.
15. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
16. В течение жизни у меня выработалась привычка: принимая решение, просчитывать все последствия и взаимные ходы, как в шахматах.
17. Я часто обижаюсь.
4 столбец
1. Далеко не всегда могу отличить, когда подросток говорит искренне, а когда лицемерит.
2. Ученики старших классов нередко просят меня разобраться в запутанных ситуациях.
3. Мне не хватает предприимчивости, нередко я упускаю свой шанс.
4. Когда несколько человек попадает в неприятную историю, то лучшее, что можно сделать, это договориться, что говорить потом, и стоять на своем.
5. Если есть сомнение в успехе какого-либо дела, я не стану в нем участвовать.
6. Другим людям легко испортить мне настроение.
7. Я не придерживаюсь определенного стиля в одежде.
8. Ко мне обращаются за советом, меняя работу или создавая семью.
9. Мне бывает трудно найти нужные слова для выражения своей мысли. 10. Постоянно смотрю по телевидению публицистические и политические программы. 11. Мне кажется, что я недостаточно хорошо знаю себя самого. 12. Мне кажется, что с позиций этикета я часто делаю ошибки в общении с незнакомыми людьми. 13. Оставшись наедине с незнакомым человеком, я обычно начанаю разговор первым. 14. Мои родители были счастливы друг с другом. 15. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. 16. Я легко нахожу общий язык с людьми. 17. Близкие люди меня нередко упрекают в безалаберности и отсутствии предусмотрительности. 5 столбец 1. Взрослые в большей степени, чем подростки склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. 2. Я замечал, что быстрее других нахожу выход из конфликтных ситуаций. 3. Мне не хватает хитрости, мешает излишняя доверчивость и наивность. 4. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать. 5. Я больше читаю (читал бы) художественную литературу, а не специальную. 6. Мне не удается сохранить психическое равновесие, когда я становлюсь свидетелем несчастного случая. 7. Не следует придавать особого значения оформлению своей внешности, прически и т.п., в деловых контактах от этого мало что зависит на самом деле. 8. В запутанных делах я могу понять и посоветовать, когда надо обратиться к юристу, когда к депутату, а может просто к другу. 9. Мне легче устно выразить свою мысль, чем письменно. 10. Могу посоветовать друзьям, куда лучше вложить деньги и сбережения. 11. Привычка к самоанализу только мешает свободе действий. 12. Если мне задали вопрос, на который я не хочу отвечать, я не всегда нахожу правильный выход из этого положения. 13. Я не застенчив, это мне не свойственно. 14. У меня сохранились друзья еще с подросткового (13-15 лет) возраста. 15. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. 16. Я не боюсь совершить оплошность. 17. Мне редко удается предугадать, как поведет себя в той или иной ситуации малознакомая особа противоположного пола. 6 столбец 1. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. 2. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений. 3. Я часто опаздываю. 4. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник остается безнаказанным. 5. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один. 6. Меня трудно вывести из себя. 7. Я не умею подать себя. 8. Обычно мне удается рассудить и помирить ссорящихся и остро конфликтующих. 9. Мне не совсем понятны эти новые слова и понятия: акция, вексель, лобби. 10. Если на улице, на митинге, в другом месте меня заберет по недоразумению милиция вместе с группой людей, я знаю, с чего начать свой путь к освобождению. 11. Когда я прохожу психологическое тестирование, я узнаю (могу узнать) много нового о себе. 12. Я хотел бы овладеть искусством комплимента, мне его не хватает. 13. Друзья считают, что я уверенный в себе человек. 14. Уверен, что мой брак (есть или будет) - один раз на всю жизнь. 15. Были случаи, когда я завидовал удаче других. 16. Я могу сосредоточиться и работать при сильных отвлекающих обстоятельствах. 17. Многих ошибок в прошлом можно было бы избежать, если бы я лучше знал себя и правильно оценивал свои возможности. Шкалы и ключи ПЛ ++---- понимание подростков ПС ---+++ понимание педагогических ситуаций СН +++--- сноровка, хватка МУ -----+ моральные установки МД +++--- мотивация достижения ЭС -----+ эмоциональная стабильность ИМ +++--- имидж, самопрезентация СПК ---+++ соц. психолог. компетентность ВК +++--- вербальная компетентность ОСК ---+++ оперативная социальная компетентность ЭК +++--- эго-компетентность КК +++--- коммуникативная компетентность УВ ---+++ уверенность ОТ ---+++ стабильность человеческих отношений МО ++--+- мотивация одобрения (шкала лжи) КЛП ++++++ коммуникативно-личностный потенциал ? ------

Литература
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
2. Макаровская И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе. - Дисс. ... канд. психол. н. - СПб., 2003. - 196 с.

 


См. также

Тесты способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru