Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)

Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности»

Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ.

1- полностью удовлетворен;

2- скорее удовлетворен;

3- затрудняюсь ответить;

4- скорее не удовлетворен;

5- полностью не удовлетворен.

Удовлетворены ли вы:

1

2

3

4

своим образованием

 

 

 

 

взаимоотношениями с коллегами по работе

 

 

 

 

взаимоотношениями с администрацией на работе

 

 

 

 

взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, учащиеся, клиенты)

 

 

 

 

содержанием своей работы в целом

 

 

 

 

условиями профессиональной деятельности (учебы)

 

 

 

 

своим положением в обществе

 

 

 

 

материальным положением

 

 

 

 

жилищно-бытовыми условиями

 

 

 

 

отношениями с супругом (ой)

 

 

 

 

отношениями с ребенком (детьми)

 

 

 

 

отношениями с родителями

 

 

 

 

обстановкой в обществе (государстве)

 

 

 

 

отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми

 

 

 

 

сферой услуг и бытового обслуживания

 

 

 

 

сферой медицинского обслуживания

 

 

 

 

проведением досуга

 

 

 

 

возможностью проводить отпуск

 

 

 

 

возможность выбора места работы

 

 

 

 

своим образом жизни в целом

 

 

 

 

 

Обработка данных.

По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен - 0, скорее удовлетворен - 1, затрудняюсь ответить - 2, скорее неудовлетворен - 3, не удовлетворен полностью - 4.

Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо:

1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу;

2) подсчитать сумму этих произведений;

3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.

Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

3,5-4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;

3,0-3,4: повышенный уровень фрустрированности;

2,5-2,9: умеренный уровень фрустрированности;

2,0-2,4; неопределенный уровень фрустрированности;

1,5-1,9: пониженный уровень фрустрированности;

0,5-1,4: очень низкий уровень;

0-0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики

Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:

- личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму;

- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.

Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.

В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются;

- органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;

- дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;

- внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;

- соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.

Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.

Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.

 


См. также

Опросники межличностных отношений

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru