Миф о первобытной орде

   Психоаналитический взгляд на историю развития человечества, начиная с его первобытного состояния, впервые был дан 3. Фрейдом в работе "Тотем и табу" (1913). В данной работе он детально анализирует процесс становления и эволюции психической жизни примитивного человека. Последняя работа Фрейда "Моисей и единобожие" (1939) также возвращается к этим положениям.

Фрейд объяснял типичные для первобытного общества явления, определенные механизмы функционирования психики примитивного человека, процессы образования первобытных запретов - табу и другое. Многое из этих объяснений выводилось Фрейдом на основе материала, полученного при анализе детских неврозов. Возникающие у детей неврозы чаще выражаются в виде определенных страхов - фобий, нередко проявляющихся в изначальном страхе какого-либо животного. При этом, как отметил Фрейд, в этом страхе наличествует не только сам страх и попытка избежать контакта с пугающим объектом, по и определенный интерес и даже влечение к нему.

Амбивалентные чувства к животному являются ни чем иным, как бессознательным замещением в психике ребенка тех скрытых амбивалентных чувств, которые ребенок описывает к родителям в рамках описанного Эдипова комплекса. Это бессознательное замещение призвано скрыть истинные причины детского страха от осознания. В рассуждениях Фрейда о первобытной орде присутствует аналогия между первобытным человеком и ребенком, который как бы повторяет в предельно убыстренном и замаскированном виде основные этапы развития человека в филогенезе.

Склонный во всем видеть проявления сексуального, Фрейд охарактеризовал первобытную орду следующим образом. На заре своей истории примитивный человек жил в орде (племени), где безраздельно главенствовал вожак. Этот сильный самец, обладая любой из приглянувшихся ему самок был по сути отцом всех молодых членов орды. Его силе и воле беспрекословно подчинялись все сыновья. Если подросшие сыновья пытались предъявить права на обладание какой-либо самкой, они жестоко карались отцом, либо изгонялись из орды.

Отец в первобытной орде отстаивал монопольное право на самок, пользуясь своим авторитетом и физической силой. Естественно, такое противостояние не могло продолжаться долго. Однажды обиженные сыновья объединились в одном порыве и убили отца. В связи с тем, что описываемый эпизод происходил в период каннибализма, они же съели убитого отца. На этом первый этап первобытной орды закончился. Но, совершив описанное, находились по отношению к отцу под властью амбивалентных чувств: ненависть - восхищение. Эта амбивалентность отмечается повсеместно у детей и невротиков.

Сыновья удовлетворили свое чувство ненависти убийством отца. Но при этом они остались наедине со вторым компонентом - любовью и восхищением к нему же. Это вызвало возникновение мучительных чувств вины и раскаяния. Для снижения насыщенности этих чувств образ отца был запечатлен в виде тотема, священного символа. Убийство отца (родителей) стало недопустимо и предельно аморально. Это же чувство вины за содеянное привело к отказу от желанных самок, большинство которых были единокровными сестрами этих самцов, что далее побудило создать запрет на инцест (кровосмесительные контакты).

В итоге возникли основные табу (запреты) этого периода истории человечества. Именно с этого момента по Фрейду, начинается собственно культура общества. "Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия - на сознании вины и покаяния, нравственность - отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом сознанием вины".

Фрейд и его последователи утверждают, что фактически вся современная культура зиждется на чувстве вины за когда-то содеянное. Это же чувство входит составной частью и в Эдипов комплекс. В силу вечного конфликта внутрипсихических образований личности культура и цивилизация постоянно находятся по угрозой разрушения и уничтожения. Вечной проблемой человечества Фрейд представлял установление целесообразного соотношения, определенного равновесия между глубинными бессознательными влечениями индивида и моральными требованиями культуры, цивилизованного общества.

 


См. также

Психоанализ

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru