Домашняя работа в тренинге умений

   Довольно сложный вопрос, беспокоящий поведенческих терапевтов, заключается в неопределенности возможности переноса полученного в группах тренинга уверенности в себе опыта в реальную группу, в реальную жизнь. Дело в том, что любое коммуникативное умение нуждается в расширении сферы применения. Полученный опыт всегда локален, для расширения его нужно время, усилия и терпение.

Домашняя работа - один из эффективных способов поощрения переноса поведенческих изменений во внешний мир. Участников тренинга умений просят собирать примеры случаев, в которых они испытывали сложности проявления уверенности в себе, для репетиций поведения в группе и участия в этой процедуре других членов группы. Участники могут также описывать уверенные ответы, от которых они уклонились в реальной группе (семье), а теперь хотят опробовать в группе тренинга уверенности в себе.

Также допустимо предлагать участникам пользоваться "дневником домашней работы" для записи заданий, полученных на занятиях, их выполнения, оценок СЕД, степени успешности опыта обучения и предложений для улучшения.

При выполнении домашнего задания участники самостоятельно или с помощью терапевта приходят к мысли, что начинать выполнять домашнее задание лучше с участия в ситуациях, которые вызывают лишь незначительное ощущение тревоги. Последовательное расширение сферы применения новых умений необходимо для того, чтобы вероятность успешного результата была в конце максимальной.

Предположим, человек только-только научился едва водить автомобиль. Если его сразу направить на гонки, в которых участвуют профессиональные спортсмены, негативный опыт может в корне подорвать уверенности в себе, своих силах освоить автомобиль. Аналогично и с коммуникативными умениями - надо плавно наращивать сложность, чтобы нащупать "невидимые границы" допустимого использования данного умения.

Удача в домашней работе поощряет участника к дальнейшему экспериментированию и еще большим успехам. Взаимный обмен опытом лишь усиливает это ощущение.

Задания для домашней работы могут быть индивидуализированы в соответствии с конкретными проблемами, встречающимися у конкретного члена группы. Например, задание спросить у телефониста номер и адрес или взять у соседа взаймы сахарного песка предполагает овладение простыми умениями; задание подойти к профессору по поводу низкой оценки или заговорить с незнакомым человеком, стоя в очереди, включает более сложные умения.

Как отмечает Рудестам, некоторые руководители групп уверенности в себе поощряют взаимодействия, вызывающие у участников наибольшую неуверенность в себе, например отправиться на заправочную станцию, купить бензина на пятьдесят центов и попросить, чтобы проверили уровень масла и протерли стекла. Наверное, лучше придерживаться поведения, которое требует уверенности в себе, реалистично и сохраняет сензитивность к другим. Основной идеей является преодоление торможения, развитие и отработка полезного набора умений, а не демонстрация собственной смелости и превосходства над другими членами группы.

Литература

Рудестам К. Э. Групповая психотерапия.

 


См. также

Группы тренинга умений

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru