Психодрама была основана Якобом Леви Mорено, одним из создателей движения групповой психоте) пии, впервые использовавшим драматические методик: качестве способа изучения личностных проблем, меч ний, страхов и фантазий. Психодрама появилась в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене и получившего название "спонтанный театр". Морено обнаружил, что драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.
Ролевая игра - это одно из
основных понятий психодрамы. В
отличие от театра в психодраме
участник исполняет роль в
импровизированном представлении и
активно экспериментирует с теми
значимыми для него ролями, которые
он играет в реальной жизни. Второе
понятие - спонтанность - было
выделено Морено на основе
наблюдений за игрой детей. Он
считал, что спонтанность - это тот
ключ, который поможет открыть дверь
в область творчества. Понятие теле
описывает двусторонний поток
эмоций между всеми участниками
психодрамы. Катарсис, или
эмоциональное освобождение,
возникающее у актера в психодраме,
представляет собой важную ступень
в достижении конечного результата -
инсайта, нового понимания
имеющейся проблемы.
Основные роли в психодраме - это
режиссер, который является
продюсером, терапевтом и
аналитиком, протагонист,
"вспомогательное "Я"" и
аудитория. Психодрама начинается с
разминки, переходит к фазе
действия, во время которого
протагонист организует
представление, и заканчивается
фазой последующего обсуждения, во
время которого психодраматическое
действие и возникшие в ходе его
переживания обсуждаются всей
группой.
Режиссер использует различные методики для организации представления - такие, как монолог, двойник, обмен ролями и отображение, способствующие возникновению и поддержанию терапевтического процесса в психодраматической группе.
Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу "здесь и теперь". Этот подход имеет разнообразные приложения как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.
по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"