Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны в 1946 г. Куртом Левином и его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее развитие личности отдельных участников.
Ценности, лежащие в основе движения Т-групп, включают: ориентацию на поведенческие и общественные науки, демократичные процессы в противовес авторитарным, способность устанавливать отношения взаимопомощи. Основные понятия, связанные с Т-группами: обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип "здесь и теперь". Обучающая лаборатория фокусирует внимание на опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Обучение тому, как учиться, включает цикл: представление самого себя - обратная связь - экспериментирование. Обратная связь, раскрывается на примере "Окна Джогари",- наиболее важном понятии в методологии Т-групп.
Руководитель Т-группы (тренер)
доверяет участникам группы
совместную работу по исследованию
их поведения и взаимоотношений.
Имеющая сходство с Т-группой
тэвистокская малая учебная группа
исходит из того, что индивидуальное
поведение отражает процессы,
которые происходят в группе.
Тэвистокскому руководителю
принадлежит более пассивная роль,
чем руководителю Т-группы. Т-группа
помогает также участникам
развивать специфические
коммуникативные умения, такие, как
описание поведения, коммуникация
чувств, активное слушание,
конфронтация. Некоторые Т-группы
используют структурированный
подход для достижения
специфических целей членов группы.
В исследованиях Т-групп могут
быть выделены две области:
исследования группового процесса и
оценка конечной эффективности.
Существует необходимость в более
долговременных исследованиях, в
частности, для изучения переноса
результатов группового опыта в
реальность, например в семейную
группу. Т-группы способствовали
росту популярности групп в целом и
расширили знакомство с
психологическими понятиями. Они
явились частью растущего интереса
членов общества к личностному
росту и аутентичности. Последнее
время Т-группы направили свое
внимание на развитие специфических
умений и стали включать техники
других направлений.
по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"