Бланковая карточная игра "Сударь-Государь"


(автор Пряжников Н.С.)

В игре моделируются взаимоотношения различных социальных и профессиональных групп с государством в ходе различных внутренних и внешних событий общественной жизни, которые по разному отражаются на общем благосостоянии различных слоев населения. Все это позволяет лучше осознать особенности выбираемых профессий (и соответствующих социальных стереотипов и стилей жизни), которые неизбежно включены в более широкий, социально-экономический и даже политический контекст жизни общества.

Методика проводится с группой в 6-10 человек (возможен вариант проведения игры с двумя-тремя группами). Время на игру - примерно 40-50 минут. Игра может проводится в школе, в психологическом центре и, конечно же, в детском летнем лагере…

Процедура включат следующие основные этапы:

1. Ведущий-психолог показывает на доске (или на листе ватмана), как лучше подготовить игровой бланк (см. Таблицу 1), а учащиеся рисуют такой же бланк на чистом листочке в клеточку, положенном горизонтально. Сразу же выписываются в алфавитном порядке социально-профессиональные группы населения [1] .

2. Ведущий кратко объясняет смысл игры: “Каждый из Вас будет выполнять роль руководителя некоторого государства. В игре будут происходить различные внешне- и внутриполитические события, неизбежно отражающиеся на благосостоянии жителей ваших государств. В конце игры посмотрим, какие группы населения в результате Вашего умелого руководства будут процветать, а какие - страдать и деградировать...”. С более подробными правилами ведущий должен знакомить участников постепенно. уже в ходе самой игры.

3. Далее каждый игрок делает из одного чистого тетрадного листка восемь маленьких карточек, а из другого листа - четыре больших карточки (всего - 12 карточек).

4. Ведущий на доске показывает, как правильно оформить (подготовить) эти карточки к игре.

Сначала оформляются 4 большие карточки, связанные с внешнеполитическими событиями. На лицевой стороне карточек выписываются 4 события:

1) война

2) экономическое сотрудничество

3) культурное сотрудничество

4) “железный занавес”

Обратная сторона каждой карточки делится пополам. В верхней части выписываются знаки с “плюсами”, а в нижней - с “минусами”. Далее каждый игрок самостоятельно должен определить, как отразится первое событие на благосостоянии тех или иных групп населения, выписанных в игровом бланке. Напротив “+2” баллов выписывается та группа, которая в наибольшей степени улучшит свое положение, благодаря данному событию, напротив “+1” балла - группа, улучшит свое положение чуть в меньшей степени, напротив “-1” балла - группа, чье положение явно ухудшилось бы, а напротив “-2” баллов - группа, кому в результате первого рассматриваемого события стало бы хуже всех... Таким образом, на обратной стороне каждой карточки должно быть выписано ровно 4 группы населения [2] . Аналогично оформляется карточка со вторым и т.д. событиями. Пример оформленной карточки представлен на рисунке.

По такой же логике оформляются 8 маленьких карточек с внутриполитическими событиями:

5) эпидемия

6) увеличение налогов

7) цензура (прессы)

8) безработица

9) свобода слова

10) амнистия (разным заключенным)

11) спортивный праздник (типа грандиозной олимпиады...)

12) фестиваль искусств (очень грандиозный...).

5. Во время игры участники должны сидеть вокруг стола (двух составленных вместе столов), имея перед собой бланки и расположенные на столе лицевой стороной вверх 12 карточек. Ведущий по очереди называет игровые ходы (см. “Перечень ходов” - в конце данного раздела), а игроки совершают ходы, обмениваются карточками и делают необходимые записи в свои бланки. Основные правила, по которым проходит игра следующие:

- Ведущий, называя те или иные очередные события, обязательно должен указывать, внешние они (большие карточки) или внутренние (маленькие карточки).

- Когда называется внутриполитическое событие, каждый игрок берет карточку (маленькую) с названием этого события, переворачивает ее и переписывает в свой бланк баллы напротив соответствующих категорий населения. При этом желательно сразу выписывать новые значения баллов. Например, если первоначально “бизнесмены” имели 10 баллов, то после того, как результате события “экономическое сотрудничество” у них получается еще “+2” балла, то в итоге следует сразу записать в бланк, рядом со старым значением новую сумму - “+12” баллов и т.п. После этого карточка кладется на свое место и может быть повторно использована.

- Когда называется внешнеполитическое событие, каждый берет соответствующую карточку (большую) и переписывает с ее обратной стороны все баллы напротив тех групп населения, на которые данное событие окажет наилучшее (или наихудшее) воздействие. Далее каждый молча думает, с кем бы из других игроков он хотел вступить в межгосударственные отношения, соответствующие данному событию, например, с кем бы он хотел установить отношения “экономического сотрудничества”. Только по команде ведущего все сразу передают друг другу эти карточки (как бы вступая в эти отношения). Получив карточки от своих товарищей, игроки сразу же переписывают с них в свои бланки все баллы, а карточки оставляют себе для дальнейшего использования в игре. При этом может оказаться так, что кто-то получит несколько карточек (с ним многие хотят вступить в эти отношения), а кто-то - ни одной карточки... (политика - дело тонкое...). Если у кого-то из участников в ходе игры оказалось сразу несколько одинаковых карточек с одним и тем же внешнеполитическим событием, то когда ведущий вновь назовет данное событие, игрок может отдать все эти карточки (кому-то одному или разным своим товарищам по игре). Большая карточка “Железный занавес” используется по несколько иным правилам (см. ниже).

- Когда ведущий произносит “Экспорт проблем” каждый игрок должен взять самую непривлекательную карточку с внутриполитическим событием (маленькую карточку!) и подумать, кому бы из других участников игры ее отдать. По команде ведущего все одновременно передают друг другу эти карточки и сразу же переписывают с них баллы напротив соответствующих групп населения. В игре часто оказывается так, что кто-то может получить сразу несколько таких карточек с непривлекательными, “проблемными” событиями (баллы переписываются со всех полученных карточек), а кто-то не получит ни одной “проблемы”. Поэтому, в дальнейшем в игре нередко возникают “выяснения отношений” между лидерами государств... {Политика - дело хитрое...). Если у кого-то постепенно накапливаются по несколько карточек с одинаковыми событиями, то когда ведущий вновь такое событие называет, игрок может сразу отдать все свои одинаковые карточки (либо кому-то одному, либо разным товарищам по игре).

- Карточка “Железный занавес” используется игроком лишь только один раз тогда, когда он почувствует (увидит), что многие его товарищи отдают ему во время “экспорта проблем” (или при совершении внешнеполитических ходов) самые непривлекательные карточки. Игрок выкладывает карточку “Железный занавес”, громко заявляя об этом, как бы “закрывая” свои границы от посягательств. В этом случае все врученные ему за данный ход карточки должны быть взяты их первоначальными хозяевами обратно и все баллы с них должны быть переписаны в бланки этих хозяев (“благодаря” “Железному занавесу” они как бы “не на того напоролись”...). После этого карточка использованная “Железный занавес” выходит из игры. Называя различные внутриполитические события или произнося “экспорт проблем”, ведущий может иногда напоминать игрокам о возможности использования “Железного занавеса”.

- Естественно, нельзя отказываться от совершения ходов, даже если кто-то из игроков “не хочет обижать” своих товарищей. Чтобы сохранить свое лицо (и “политический имидж”) в игре существуют более интересные возможности, о которых вполне можно догадаться, используя те же игровые правила... (Все как в настоящей политике...).

 

6. При подведении результатов игры можно по каждой группе населения для наглядности обвести в кружочек последние результаты - это и будет показателем степени благополучия той или иной группы в результате “мудрого” руководства каждым участником игры своим “царством-государством”.

7. В ходе итогового обсуждения можно поинтересоваться у участников, какие группы населения у них “процветают” (набрали много баллов), а какие - “деградируют” (набрали мало баллов или даже приобрели отрицательные значения - ушли в “минус”).
Таблица 1.

Пример игрового бланка к методике “Сударь-Государь”.

 

 

Группы населения:

Изменения баллов - показателей степени процветания групп населения

(10 - начальные игровые баллы)

Артисты

10

Бизнесмены

10

Военные

10

Домохозяйки

10

Журналисты

10

Инвалиды

10

Инженеры

10

Иностранцы (временно

проживающие...)

10

Крестьяне

10

Пенсионеры

10

Политики

10

Преступники [4]

10

Проститутки [5]

10

Рабочие

10

Студенты

10

Ученые

10

Чиновники

10

Школьники

10

 

 

Перечень ходов к игре “Сударь-Государь

(для удобства работы разными шрифтами выделены

разные группы ходов, выполняющиеся по разным правилам):

 

1. Увеличение налогов (маленькая карточка)

2. Экспорт проблем (с маленькими карточками)

3. Спортивный праздник (маленькая карточка)

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (большая карточка и т.п.)

5. Экспорт проблем

6. Цензура прессы

7. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

8. Фестиваль искусств

9. Амнистия

10. Экспорт проблем

11. ВОЙНА

12. Свобода слова

13. Эпидемия

14. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

15. Экспорт проблем

16. Безработица

17. Спортивный праздник

18. Экспорт проблем

19. Свобода слова

20. ВОЙНА

21. Амнистия

22. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

23. Увеличение налогов

24. Экспорт проблем

25. Фестиваль искусств

26. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

 

Естественно, предлагаемый перечень ходов не является строго обязательным, каждый специалист может его сократить, расширить, изменить и т.п. Но важно при этом сохранить два условия: 1 - чаще чередовать различные события (внешние, внутренние и экспорт проблем); 2 - постараться так сгруппировать события, чтобы среди них примерно в равном соотношении были события привлекательные и не очень привлекательны. Если этого не сделать, то в результате игры может возникнуть подозрение, что ведущий “специально хотел”, чтобы итоги были «мрачными» (или, наоборот, слишком оптимистичными). Но даже несмотря на то, что приятных событий было не меньше, чем неприятных, в наших играх (см. представленный выше “Перечень ходов”) часто процветающими группами оказывались преступники, коммерсанты и проститутки, а вот пенсионеры, инвалиды, ученые и школьники часто близки были к “деградации”... Очень полезный материал для размышлений, и не только для детей, но и для взрослых, особенно, для педагогов и психологов...

 


[1] - Каждый специалист, проводящий данную игру может, по своему усмотрению, добавлять и убирать те или иные группы. Но при этом желательно, чтобы их число не превышало 20 (иначе игра будет выглядеть громоздкой) и чтобы располагались они на бланке в алфавитном порядке, что значительно облегчает их оперативный поиск в игре.

[2] - Если кто-то скажет, что некоторые события никого не делают счастливыми (или, наоборот, никого не “обижают”), то предложите игрокам выделить группы населения, для которых данное событие хоть немного изменяет ситуацию в худшую или в лучшую сторону... Ведь если событие происходит, «значит хоть кому-то это нужно»…

[3] - Естественно, в представленном примере отражена лишь одна из возможных точек зрения и каждый игрок вправе заполнить карточку по-своему.

[4] - К сожалению, никуда от них не денешься. Тем более, актуально рассмотрение со школьниками и таких “групп населения” в эпоху явной криминализации нашего российского общества, чтобы педагог-психолог имел возможность хоть как-то обозначить во время таких обсуждений свое к ним презрение...

[5] - К сожалению, и от них н куда не денешься в современной России. Более того, проституция в несколько необычных и, тем более. “коварных” формах уже давно распространилась на такие сферы, как журналистика, политика, искусство и др. Об этом также можно поговорить, но все подобные разговоры должны быть достаточно корректными и также ненавязчивыми. Если будущие граждане страны ко всему происходящему будут оставаться равнодушны, то педагоги и психологи как бы откажутся от выполнения самого главного своего предназначения - воспитания Личности учащегося.

 


См. также

Технологии профориентации

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru