Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность прогнозирования творчества

Я буду верить всякой чертовщине

Гадать по снам по птицам по руке

И верить, что плывет куда-то небо

Раз облака плывут вниз по реке

Виктор Луферов «Построю дом...»

Зачем прогнозировать?

Бессмертный Бог слишком поздно привел тебя в этот мир, ты еще ребенок, и ты слабенький, ты пока что не можешь понять, что я обладаю даром проникать в будущее. Нострадамус М. Центурии.

Хорошо известно, что жизненные циклы морских организмов связаны с приливами и отливами. Периодическое изменение уровня воды из-за приливов и отливов определяет изменения температуры, давления, внешнего раздражения, солености и условий питания. Возьмем устриц. Когда уровень воды высокий, они открывают створки своих раковин на более длительный промежуток времени, чем когда уровень воды низок. Добавка времени не слишком велика - это опасно; всего на три-четыре минуты в час дольше. Как раз настолько, чтобы, не подвергая себя опасности, воспользоваться преимуществами прилива как источника пищи. В начале 1950-х биологи выловили около дюжины устриц из гавани Нью-Хейвен и доставили их для изучения в Северо-Западный университет в Иллинойсе. Устриц поместили в воду из их родной гавани и держали в полной темноте. Для изучения их режима питания исследователи привязали к раковинам тонкие нити, которые приводили в действие самописцы всякий раз, когда устрицы с помощью своих мышечных усилий открывали или закрывали створки раковин. Как и предполагалось, устрицы продолжали открывать и закрывать свои раковины, как будто все еще находились на дне родной гавани, даже несмотря на то, что их переместили в другой часовой пояс, более чем на тысячу миль к западу. Затем, спустя примерно две недели, произошло нечто странное. Постепенно час максимального открытия створок стал день ото дня смещаться. Всякий, кто живет у моря, знает, что часы максимального и минимального уровня воды постепенно смещаются день ото дня. Приливы синхронизированы не с положением солнца на небе; эти явления подчинены лунному расписанию, продолжительность же лунного оборота на 50 минут, или восемь десятых часа, меньше солнечного. Словом, часы прилива и отлива каждый день наступают почти на час позже. Следовало бы ожидать, что все устрицы будут открываться и закрываться по 24,8-часовому графику. Но биологи Иллинойса зарегистрировали ежедневное смещение, подчинявшееся другому ритму. По прошествии четырех недель записи и анализа данных они безошибочно определили, что устрицы сменили ритм открытия-закрытия своих раковин соответственно приливному циклу, который наблюдался бы в Иллинойсе, будь там океан. И в течение всего остального времени наблюдения устрицы сохраняли этот новый ритм. Дело происходило так, как будто они постепенно подстраивали темп своей жизнедеятельности соответственно времени выхода луны в зенит в Северо-Западном университете, а не в гавани Нью-Хейвен.

Если на вас произвела впечатление сообразительность группы моллюсков Новой Англии, возьмем стоящий еще ниже картофель. Биологи-экспериментаторы изучали его обмен веществ, измеряя скорость, с которой он усваивает кислород. Они удалили у картофелин глазки и поместили их в герметически закрытые контейнеры, изолировав от внешних перепадов температуры, давления, влажности и интенсивности света. И клубни сохраняли те же ритмы, которым следовали в своей естественной среде. Пики потребления кислорода наблюдались ежедневно в 7 часов утра, в полдень и в 6 часов вечера. А когда невидимое солнце опускалось за горизонт, потребление кислорода падало до обычного низкого ночного уровня. Наблюдались и годичные изменения. Когда снаружи контейнера было лето, полуденный пик уменьшался, зимой же он увеличивался. Столь, казалось бы, незначительное звено в цепи бытия, как ослепленный картофель, все же распознает не только время суток, но и время года! Более того, оказалось, что скорость обмена веществ картофеля совершенно необычным образом связана с атмосферным давлением снаружи контейнера: по ней можно было определить как вчерашние, так и послезавтрашние показания барометра. И если еще можно себе представить, что вчерашние изменения давления могли вызвать изменение влажности и температуры, которые в свою очередь сказались на сегодняшнем потреблении кислорода, то сложно понять, каким образом к пребывающему в заточении картофелю могла поступить информация, которая дала ему возможность скорректировать величину полуденного пика потребления кислорода соответственно атмосферному давлению двумя днями спустя. Вряд ли можно ожидать, что метеоролог, оторванный от своей привычной погодной карты, сможет предсказать погоду столь же точно.

Из всех ритмичных временных циклов биологических организмов, вероятно, наиболее широко известен и определенно является одним из наиболее изученных цикл медоносной пчелы. Подобно многим другим ученым, немецкий биолог Карл фон Фриш начал еще в 30-е годы эти исследования по воле случая. Один из его коллег рассказал ему, что, завтракая на своей террасе, он замечал, что пчелы, казалось, всякий раз прилетали туда в нужное время, предвкушая появление на столе довольно часто подававшихся варений и джемов. Пчелы появлялись независимо от того, были на столе сладости или нет. Откуда у пчелы такая пунктуальность? Было ли у нее что-либо вроде встроенного будильника, который звонил в нужное время, или же насекомое ориентировалось по внешним признакам? Стремясь найти ответ, фон Фриш провел серию экспериментов. В разное время дня и в разных местах он выставлял источники пищи. После того как пчелы прямо из улья устремлялись к источнику пищи, стало ясно, что информация о местоположении источника каким-то образом передавалась в улей влетающими туда членами пчелиного сообщества. Присмотревшись к происходящему внутри улья, фон Фриш установил, что механизм передачи представляет собой нечто вроде кругового танца, совершаемого добывающей пропитание пчелой сразу после ее возвращения в улей, с тем чтобы выгрузить там порцию нектара. Она быстро совершала пол-оборота по часовой стрелке по небольшому кругу, затем перелетала вдоль диаметра, после чего совершала вторую половину петли против часовой стрелки, описывая в итоге что-то вроде восьмерки. Во время танца наблюдавшие за ним пчелы в величайшем возбуждении скапливались вокруг танцующей пчелы и прикасались кончиками усиков к ее покачивающемуся брюшку. Разгрузившись, добытчица-информатор покидала улей и направлялась прямо к источнику пищи, чтобы несколько мгновений спустя оказаться в обществе своих внимательных собратьев. Фон Фриш обнаружил, что пчелы изобрели великолепный способ измерять, находясь в улье, угол между источником пищи и солнцем. На горизонтальной поверхности сотов угол между прямым отрезком траектории танца и направлением на солнце выдерживается таким же, как между направлениями на солнце и на источник пищи, если смотреть из улья. Иными словами, если источник пищи расположен в сорока градусах влево от солнца, если смотреть из улья, то пчела направляет прямой отрезок своего танца на сорок градусов левее направления на солнце, которого, напомним, с пчелиной танцплощадки в действительности не видно. А что, если поверхность сотов будет вертикальной? В этом случае пчела-добытчица будет танцевать так, что угол на источник пищи будет отсчитываться не от направления на солнце, а от вертикали. В нашем примере прямолинейный отрезок пчелиного танца будет направлен на сорок градусов к востоку от вертикали. Фон Фришу не удалось обмануть пчел, ни меняя местоположение нектара, ни меняя ориентацию улья. Будучи однажды проинформированы посредством качающегося танца, они всегда летели прямо к добыче. Если пчелы знают, когда нужно прилететь к месту кормежки, они должны обладать неким ощущением времени. А поскольку они передают информацию, отсчитывая угол от солнца, представляется правдоподобным, что именно солнце является для них источником этого чувства. Пчела запоминает, что время заготовки пищи наступает, когда лучи солнца приходят с определенного участка неба. Фон Фриш даже тренировал у своих пчел привычку к нескольким различным часам кормежки в течение дня. Однако у этой идеи внешней подсказки есть свои трудности, поскольку пчелы, как и картофель, продолжают вести себя неизменно, даже будучи совершенно изолированными от всех внешних периодических изменений. Они появлялись на месте кормежки в то время, к которому привыкли, даже если их помещали в искусственные условия с постоянными освещенностью, влажностью и температурой. После нескольких лет экспериментов с ощущением времени у медоносной пчелы фон Фриш заключил, что "мы имеем здесь дело с существами, которые, на первый взгляд не нуждаясь в часах, обладают временной памятью, которая не зависит ни от чувства голода, ни от видимого расположения солнца, и которая, подобно нашему собственному восприятию времени, не поддается какому-либо дальнейшему анализу". То же самое можно сказать и о картофеле, который подстраивается под будущее атмосферное давление, и об устрицах, которые ухитряются убедить себя в том, что находятся в несуществующем океане к западу от Чикаго. Циклы продолжительностью порядка суточной, которыми обладают почти все живые организмы, называются циркадными ритмами (от латинских слов circa -- "около" и dies -- "день") и известны в западной культуре по меньшей мере со времен Аристотеля. Двадцать четыре столетия тому назад он наблюдал, как определенные растения раскрывают и складывают свои листья согласно неизменному суточному распорядку. Но лишь с наступлением эпохи контролируемых научных экспериментов (двадцать два века спустя) мы начали подробно исследовать природу этого биологического часового механизма.

В 1729 году французский ученый Жан де Меран провел первый контролируемый лабораторный эксперимент по освещению и затемнению растений. Он обнаружил, что суточные периодические осцилляции листьев продолжались даже тогда, когда растения были изолированы от естественной среды. Это так называемое явление Мерана наблюдалось практически у всех форм жизни, начиная от человека и заканчивая одноклеточными организмами. Во всех случаях продолжительность цикла близка, но никогда в точности не равна периоду обращения Земли (для разных типов организмов она составляет от 23 до 27 часов). Кроме того, изменяя окружающие условия, большинство организмов можно в течение нескольких дней приучить к новому, искусственному периоду.

В Южной Калифорнии главным событием той части года, когда происходят самые высокие приливы, является ход рыбы атеринагрунион. Либо в полнолуние, либо в новолуние миллионы самок этого вида (каждая размером с большую сардину) вдруг выходят на берег. Они танцуют стоймя, раскачиваясь, и наполовину зарываются в песок, чтобы отложить икру. Самцы кружатся вокруг и затем оплодотворяют ее. После этого норка засыпается мокрым песком. Через две недели (или половину лунного цикла) вылупляются мальки, как раз вовремя для того, чтобы со следующим приливом вернуться в океан.

Для чего необходимо чувство времени и пространства [15] , для того чтобы предсказывать будущие события и выживать на нашей планете. Нам нужно предсказывать не только физические явления, но и психологические, общественно-исторические потому, что человек должен выживать не только на планете, но и в социуме. Не будем останавливаться на центральной теме моих исследований - восприятии времени [16] и пространства человеком, но кратко затронем , каким образом люди прогнозируют будущее.

«Здравствуйте. В свое время тему "Катастрофы грядущего" предложил я, поэтому, по-видимому, мне приходится начинать это мероприятие. Прежде всего я хотел бы сказать, что предсказывать будущее - дело неблагодарное, особенно когда речь идет о предсказании катастроф, стихийных бедствий, войн, революций, террористических акций. Если прогноз потом не сбывается, попадаешь в категорию мрачных лжепророков, что малоприятно. Если же он сбывается, к тебе начинают относиться с опасливым уважением, но за спиной говорят: "без него "там" точно не обошлось", и при особо неблагоприятных обстоятельствах дело может дойти до суда или самосуда. С этой точки зрения характерен пример Морриса Робертсона, который в 1888 году опубликовал довольно интересный роман под названием "Тщетность". В книге рассказывалось о катастрофе крупного трансатлантического лайнера "Титан", который столкнулся холодной апрельской ночью с айсбергом и затонул, унося с собой под воду большое количество находящихся на нем людей. Роман этот был издан, опубликован, продан и забыт до катастрофы "Титаника". А вот после этого "казус Робертсона" попал во все книги по истории техники, во все перечни прогнозов и предостережений, во многие тексты по прогнозированию Будущего. Но ни "Тщетность", ни другие романы Морриса Робертсона никогда больше не переиздавались » (Переслегин С.Б. Катастрофы грядущего.).

Знание - сила. Зная будущее, мы можем его менять. Меняя будущее, мы теряем знание его. Поэтому отношение людей к будущему, к этому Знанию, можно субъективно разделить на созерцательную обреченность року или судьбе и динамическое влияние на будущее и формирование его для себя, то есть «От судьбы не уйдешь» и «Человек сам творец своей судьбы». В связи с тем, что мы живем в условно четырехмерном мире, фактически у нас добавляется еще одно отношение к будущему «Субъективно-объективного отсчета».

Отношение к прогнозированию времени и пространства бывает трех типов. Первые два - это временные, у них пространственная составляющая константна, а третий - пространственный, здесь константна временная составляющая. Попробуем выразить это графически (рисунок №П1).

Наиболее древние прогнозирующие системы одномерны. Это прогнозы или только по оси времени, или только по оси пространства, или в параллельных искажениях. Поэтому прогнозы были как загадки, которые часто неправильно расшифровывались. Например, оракул предсказывал победу царю и крушение великой страны. Царь шел в поход, проигрывал, но оракул все равно оставался прав.

Прогнозы в рамках двумерной пространственно-временной модели более совершенны. Они основываются на нынешней математической парадигме науки. Это, например, те самые социологические прогнозы на избирательных кампаниях, над которыми так много язвят из-за элементарного пренебрежения правилом запаздывания и психологической составляющей достоверного прогноза.

Новые возможности прогнозирования открываются при смене или установлении паритетных начал (рисунок №П2) в гуманитарном знании между психологической научной парадигмой и математической. Развитие гуманитарных знаний тормозится нынешней научной парадигмой, например, ряд основных гуманитарных понятий невозможно четко определить, что порождает кризис. Психологическая парадигма, основанная на восприятии как базовом процессе, снимает с исследователей, экспериментаторов и теоретиков, ненужный тормоз. Наука ХХ века сделала большой шаг к смене парадигмы с математической на психологическую. Эта тихая перестройка идет уже давно, и легче всего это заметить на теме прогнозирования. Обратите внимание, что любой прогноз даже в математической парадигме психологически детерминирован. Математики, физики, историки и т. д. на своих конференциях обсуждают восприятие, беззастенчиво влезая на чужую территорию, но эта экспансия лишь доказывает кризис математической парадигмы.

Математики знают, что поистине великое открытие в любой отрасли можно сделать, только меняя восприятие аксиом. Меняя аксиомы, мы можем развивать науку, как Лобачевский.

Смена парадигмы уже происходит, и происходит очень активно. Вопрос в том, почему никто не хочет это констатировать, боясь снять корону с математической парадигмы и провозгласить двухпартийную демократию. Время - лучший судья. Поэтому я не призываю сменить парадигму, я прошу оглянуться вокруг и увидеть, как она уже сейчас меняется.

Если меняется парадигма науки, то открываются новые возможности теоретической работы в третьем типе прогнозирования.

Помимо пространственно-временной характеристики, любой прогноз можно классифицировать как:

-          требующий неких приспособлений для прогнозирования или нет;

-          требующий специальных знаний или нет;

-          ориентированный на индивидуально-личностный прогноз или на групповой.

 

Автобиография

«Я, Смирнов Леонид Эллиевич, родился 17 апреля 1960 года в городе Санкт-Петербурге - в один день с Никитой Сергеевичем, за что едва не пострадал именем. Образование получил самое обычное - теперь оно называется университетским: в 1977 году закончил 154-ю среднюю школу, а в 1982 году - Ленинградский Финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского (ныне Санкт-Петербургский Университет экономики и финансов). С 1982 по 1984 год служил в Советской армии в звании лейтенанта. Знойные и пыльные пустыни Апшерона произвели на меня неизгладимое впечатление. В 1984 году поступил инженером в ЛНПО "Вымпел", в 1986 году перешел в ЦНПО "Авангард", одновременно сделав шажок по служебной лестнице. Затем был переведен в другое ЦНПО - "Ленинец", где дорос уже до ведущего инженера и руководил группой товарищей. Занимался я вопиюще отраслевой наукой - прогнозированием инновационного процесса, исследованиями интегрированных систем "наука-производство" и прочим никому из руководства не нужным делом».

Условное настоящее

 
Рисунок №П1

Условная реальность

 

От судьбы не уйдешь

Подпись: От судьбы не уйдешь

Человек сам творец своей судьбы

Подпись: Человек сам творец своей судьбы

Пространство

Подпись: Пространство

Время

Подпись: Время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера допустимого влияния на условные реальности

Подпись: Сфера допустимого влияния на условные реальности Рисунок №П2

Сфера субъективного настоящего, всё в него включается и осознается как субъективное настоящее

Время

Пространство

Точка условного настоящего

Условная реальность

Искаженное настоящее

Параллельная реальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«От судьбы не уйдешь»

(стремится к превалирующей обреченности выбора)

«Фронт - это клетка, и тому, кто в нее попал, приходится напрягать нервы, ждать, что с ним будет дальше. Мы сидим за решеткой, прутья которой - траектории снарядов; мы живем в напряженном ожидании неведомого. Мы отданы во власть случая. Когда на меня летит снаряд, я могу пригнуться, - и это все; я не могу знать, куда он ударит, и никак не могу воздействовать на него.

Именно эта зависимость от случая и делает нас такими равнодушными. Несколько месяцев тому назад я сидел в блиндаже и играл в скат; через некоторое время я встал и пошел навестить своих знакомых в другом блиндаже. Когда я вернулся, от первого блиндажа почти ничего не осталось: тяжелый снаряд разбил его всмятку. Я опять пошел во второй и подоспел как раз вовремя, чтобы помочь его откапывать, - за это время его успело засыпать.

Меня могут убить - это дело случая. Но то, что я остаюсь в живых, - это опять-таки дело случая. Я могу погибнуть в надежно укрепленном блиндаже, раздавленный его стенами, и могу остаться невредимым, пролежав десять часов в чистом поле под шквальным огнем. Каждый солдат остается в живых лишь благодаря тысяче разных случаев. И каждый солдат верит в случай и полагается на него» (Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен).

ü                       Прогноз в русле математической парадигмы.

1). Официально-научный способ прогнозирования.

«Что внушает оптимизм? Вопрос для целой книги. Скажем только, что все решится в ближайшие год-два. Если перестройка не изменит своему поступательному движению, то хорошо будет не только в недалеком будущем, но и в следующем веке. Фантазии вообще больше присущи молодым. Нас же порой "вынуждает" на то профессия. Хотя мы всегда считали, что прогнозирование не есть задача фантастики, и если фантастам что-то удавалось угадать, то это, как правило, случайность. О будущем, особенно в наше время, нужно не фантазировать - его надо рассчитывать. Угадать его просто невозможно. Реальность окажется все равно невероятнее. Разум и нравственность отвоевывают позицию за позицией: недавние события - подписание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности - мощное тому подтверждение. Мы все успешно учимся говорить и слышать правду, хорошо бы на основе этого энергичнее переходить к делу, действию, поступкам. В искусстве пока еще положение весьма типичное. Есть творцы, а есть потребители. Творцы, соответственно, творят, но вот потребители не всегда получают их произведения. Сложности существуют с передаточным механизмом. У литераторов - это издатели, а в кино - кинофикаторы. Надо, наверное, поменять механизм. Мы верим в фантастические возможности человека. К тому же мы оба большие оптимисты. А поскольку пессимисты в наше время не доживают до старости, то из нас самый большой оптимист - Аркадий, как старший брат» (Фантастика. А. и Б. Стругацкие. Куда ж нам плыть?).

Но, прежде чем перейдем к расчету будущего, немного поговорим о конском навозе.

Конский навоз

« Тогда я, конечно, был глубоко убежден, что Советского Союза хватит надолго. Трудно было представить, насколько все изменится, насколько сильно выпадет космос из сферы человеческого интереса. Однако у меня никогда не было наивности, как у десятиклассника, что наука сможет все и со временем победит любое препятствие. По поводу прогнозирования будущего есть такая история, что когда во второй половине прошлого века в Лондоне проводили соцопрос, какая опасность будет более всего угрожать столице Англии через сто лет, то результатом стал ответ: Лондон будет завален конским навозом. Так что нельзя просто арифметически увеличивать какую-то опасность или тенденцию, всегда надо быть готовым к тому, что появится нечто новое » (Булычев Кир [17] ).

Необходимо знать, что премия по экономике, которая считается самой престижной наградой экономического мира, присуждена в 2002 году за исследования в области ПСИХОЛОГИИ. Ее лауреатом стал американец израильского происхождения Канеман (Daniel Kahneman) за исследования в области психологии принятия решений. До этого случая весьма распространенным был следующий анекдот, касающийся нобелевских лауреатов: Джорджа Стиглера, нобелевского лауреата, спросили, почему не существует Нобелевских премий в области социологии, психологии, истории и других общественных наук.

-    Не беспокойтесь, - ответил экономист, - все они уже получили Нобелевские премии в области... литературы.

Работы Канемана (по образованию психолога) позволили привнести в экономическую науку опыт психологии и по-новому осветить процесс принятия решений на рынке, в частности, в условиях дефицита информации. Основные работы Канемана касаются способности людей оценивать ситуацию и принимать решения в

условиях неопределенности. Господин Канеман установил, что в ситуациях экономической неопределенности действия людей часто противоречат не только стандартной экономической теории, но даже теории вероятности. Канеман стал первым израильтянином, получившим Нобелевскую премию по экономике. Канеман, которому 68 лет, имеющий также и американское гражданство, разделит премию в размере $1.1 миллиона с Верноном Смитом, 75 лет, из Университета Вирджинии, которого наградили за применение лабораторного эксперимента как инструмента экономического анализа.

Теперь мы готовы говорить о прогнозах в русле математических моделей.

Прогностика, футурология; прогнозономия; прогнозология - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов в рамках математических моделей. Прогноз, предсказание; предположение; прогностическая модель - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования. Методика прогнозирования - совокупность специальных правил и приемов (одного или нескольких методов) разработки конкретных прогнозов. Прогнозирующая система - система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования. Средствами реализации являются экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т. д. Прогнозирующие системы могут быть автоматизированными и неавтоматизированными; дискретными и непрерывными; системами на государственном, межотраслевом, отраслевом, подотраслевом уровнях, а также на уровне предприятий, учреждений и уровне технологических процессов.

Прогнозирование условий, существенных для решения задачи прогноза, - научное предвидение, опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

Выделяют несколько видов прогноза. Поисковый прогноз. Исследовательский прогноз. Прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Нормативный прогноз. Программный прогноз. Прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Интервальный прогноз. Прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза. Точечный прогноз. Прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала. Оперативный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца. Краткосрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 месяца до 1 года. Среднесрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 года до 5 лет. Долгосрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 5 до 15 лет. Дальнесрочный прогноз. Прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов свыше 15 лет. (Примечание. Классификация прогнозов по периоду упреждения ориентирована на деление, принятое в народнохозяйственном планировании: оперативно-календарное (до 1 месяца), текущее (от 1 месяца до 1 года), перспективное (от 1 года до 5 лет) и долгосрочное (от 5 до 15 лет).)

Существует ряд принципов разработки прогнозов. Принцип системности. Принцип прогнозирования, требующий взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов. Принцип согласованности. Принцип прогнозирования, требующий согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения. Принцип вариантности. Принцип прогнозирования, требующий разработки вариантов прогноза исходя из вариантов прогностического фона. Принцип непрерывности. Принцип прогнозирования, требующий корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования. Принцип верифицируемости. Принцип прогнозирования, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов. Принцип рентабельности. Принцип прогнозирования, требующий превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.

В первом случае используется термин "индивидуальная экспертная оценка", во втором - "коллективная экспертная оценка".

Существует набор методов прогнозирования [18] .

1. ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Фактографический метод прогнозирования. Метод прогнозирования, базирующийся на использовании источников фактографической информации. Статистический метод прогнозирования. Ретроспективный метод прогнозирования. Фактографический метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования. Прогнозная экстраполяция [19] . Метод прогнозирования, основанный на математической экстраполяции, при котором выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования. Прогнозная интерполяция. Метод прогнозирования, основанный на математической интерполяции, при котором выбор интерполирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования. Метод исторической аналогии. Метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии. Метод математической аналогии. Метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием более изученного или более точного математического описания одного из них для разработки прогнозов другого. Опережающий метод прогнозирования. Метод прогнозирования, основанный на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике. Патентный метод прогнозирования. Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и исследовании динамики их патентования. Публикационный метод прогнозирования. Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их опубликования. Цитатно-индексный метод прогнозирования. Опережающий метод прогнозирования, основанный на анализе динамики цитирования авторов публикаций об объекте прогнозирования.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Экспертный метод прогнозирования. Метод прогнозирования, базирующийся на экспертной информации. Метод индивидуальной экспертной оценки. Метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации одного эксперта. Метод психоинтеллектуальной генерации идей. Метод индивидуальной экспертной оценки, при котором выявление экспертной оценки осуществляется с помощью программированного управления, включающего обращение к памяти человека или запоминающему устройству ЭВМ. Метод интервью. Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме "вопрос - ответ". Метод коллективной экспертной оценки. Метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной объективированной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в группу. Метод экспертных комиссий. Метод коллективной экспертной оценки, состоящий в совместной работе объединенных в комиссию экспертов, разрабатывающих документ о перспективах развития объекта прогнозирования. Матричный метод прогнозирования. Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц и оперированием с ними. Дельфийский метод. Метод Делфи. Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура с целью дополнительного обоснования оценки экспертов в последующем туре. Метод коллективной генерации идей. Метод отнесенной оценки. Метод "мозговой" атаки. "Конференция" идей. Метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного определенными правилами: запрещается оценка выдвигаемых идей, ограничивается время одного выступления, допускаются многократные выступления одного участника, приоритет выступления имеет эксперт, развивающий предыдущую идею, обязательно фиксируются все высказанные идеи, оценка выдвинутых идей осуществляется на последующих этапах. Метод управляемой генерации идей. Метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей. Метод деструктивной отнесенной оценки. Метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством двух разнесенных во времени сессий, первая из которых полностью подчиняется правилам коллективной генерации идей, а правила второй отличаются тем, что предписывается критика идей, высказанных на первой сессии. Аналитический метод прогнозирования. Метод прогнозирования, основанный на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели. Метод эвристического прогнозирования. Аналитический метод прогнозирования, состоящий в построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. Метод построения прогнозного сценария. Аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при различных условиях для определения целей развития этого объекта. Морфологический анализ. Метод прогнозирования, основанный на построении матрицы характеристик объекта прогнозирования и

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru