Серавин А. И. Исследование творчества. Интроспекция

Я с дедушкой и большой карп (1984 год)

Сидим мы с дедушкой, ловим рыбу. Много уже рыбы выловили. Тащу я рыбину, вытащил, посмотрел влево, а там на нас смотрит большой карп. Он около палки высунул голову и смотрит.

Я с дедушкой и щука (1984 год)

Ловим с дедушкой на закате.

Закинул удочку, не клюет, начал тащить, как вдруг кто-то так схватил, что меня чуть в воду не тащит. Дедушка встал в лодке и говорит: «Опять за траву зацепился крючком?» А я говорю: «Дедушка, это рыба большая». Тянул, тянул и вытянул щучку длинной 27 см, а шириной 5 см.

Я с дедушкой и окунь, большой (1984 год)

Сидим, рыбачим, вдруг как потащит у дедушки. Дедушка потащил вверх и вдруг бах-тарарах, а это окунь отпустил. Дедушка вытащил удочку, а крючок оборвался.

И вдруг как у меня потащит, я и влево, и вправо, и назад, и вперед. И вытащил окуня большого, и говорю дедушке: «Дедушка, ты не так тащил рыбу, ты тащил вверх, а не крутил, вот почему у тебя сорвалась рыба». А дедушка говорит: «Молодец, Саша!»

Я один и окунь (1984 год)

Сижу ловлю на берегу. Ни одной рыбешки не поймал. Поставил ведро в воду, сел на него, закинул удочку и сижу. Приснул немножко, проснулся, а у меня поплавка нет. Потащил, а у меня окунь на крючок нацепился. Обрадовался я до смерти и пошел к дедушке.

Я с дедушкой и окунь (1984 год)

Сидим мы с дедушкой, вдруг как потащит у меня ерш. А ловили, где одни ерши клюют. Как говорят, на месте ершовом. Вдруг как потащит у дедушки. Дедушка тащил, тащил и вытянул большого окуня. И я, и дедушка обрадовались.

Я без дедушки и бык (1984 год)

Пришел я однажды на рыбалку, а там, как назло, бычок пасся. Я закинул удочку, а бычок к удочке подошел и удочку пробует, ну, я думал и придумал. Намотал цепь на кол и сижу, рыбачу.

Я один и красноперка (1987 год)

Однажды днем. Пошел я на рыбалку. Сильный ветер дул. Пришел на свое место. Закинул шутя. И думаю: «Ну какой же я дурак, разве кто-нибудь ловит в такую погоду...» Смотрю на поплавок и вижу, как кто-то как дернет, что поплавок ушел на дно. Я подсек, но не выловил. Закинул еще раз, поплавок положило и увело. Я подсек и вытащил красноперку сантиметров на 15. Потом я закинул короеда и вытянул красноперку 13 см. Потом еще раз кинул и вытянул красноперку сантиметров на 12.

Я и плотвичка (1987 год)

Однажды я пошел на рыбу. Пришел на свое место. Закинул удочку и жду, пока клюнет. Ждал, и вдруг как дернет. Потащил, вижу - плотва водит. И вдруг у меня удочка сложилась. И в этот момент, когда удочка сложилась, рыбина меня в воду стащила. Стою, в сапоги вода заливает, удочка складывается. Кинул удилище на берег, подальше. Удилище к берегу едет. Рыбина тащит. Вышел, сапоги скинул, удочку схватил, подтянул леску, взял сачок. Подвел ее сачком, и вытащил бандитку. Рыбина была сантиметров на 20.

Я и карп (1987 год)

Однажды я пошел на рыбу. Пришел на свое место. Закинул удочку и жду. Надоело ждать. Вижу, лодки стоят, пошел к ним, сижу в лодке и смотрю на поплавок. Вдруг вижу - в лодке рыбина мелькнула. Начал я ее ловить. Словил. Это был ерш. Начал еще ловить, так я наловил десять ершей. Смотрю, в лодке окунь пошел, я его хвать - и пошел к бидону. Положил его. Смотрю на поплавок и думаю: «Опять маленький окунь клюнул». Поплавок утащило. Подсек. И тут я словно опешил, из воды вылетел карп и плюхнулся опять в воду. Я его подтаскивал, наверное, с час. Подтащил к берегу и выудил сачком. Насилу поднял его из воды. Карп был сантиметров 25 в длину и 15 в ширину.

Я и щука №2 (1987 год)

Однажды я пошел с моим другом Димкой ловить рыбу сеткой-малявочницей. Идем мы по берегу. Пришли на место, где берег зарос травой на 10 см от дна. В таких местах всегда много рыбы. Мы повели сеткой, а я крикнул: «Пригнись к воде и иди ногами быстрее». Мы провели и выловили двух окуней по 15 см длиной. Еще раз провели сеткой и ничего не выловили. Еще раз повели, и когда подняли сетку, то захотелось посмотреть, что там. Мы открыли, но из сетки кто-то выскочил на три метра вверх и обратно упал в сетку. Я схватил сетку, сунул ее под майку и прыгнул в лодку.

- Ты чего? - крикнул Димка.

- Щука в сетке! - я ему.

- Врешь!

- Честно, - ответил я.

Он залез в лодку, и я выкинул сетку, развернул ее, там была щука на 1 кг.

- У-ра-а-а!!! - закричали мы.

Щука №3 (1990 год)

Эта история случилась в 1989 году на Гроднинщине. Небольшая деревня, недалеко от границы с Польшей, места очень красивые. Там сохранился колорит начала века. Эти старые мазанки с многочисленными небольшими комнатами, эти густые леса, эти возвышенности и небольшие озера.

Итак, когда я приехал, то увидел маленькую деревню, небольшое озеро, из которого вытекает речка, водопад вышиной 2 метра, мост над ним, выбитую водопадиком заводь, в конце которой росли кувшинки и дальше уже текла речка... ( карта прилагалась ).

В это время была дождливая погода, и все время накрапывал дождик. Жители деревни ловили щук на живца, но в озере живца поймать было нельзя, а можно только привезти карасей с озера в 10 км от деревни. Да, в озере не было другой рыбы потому, что щуки все остальное съели. В том доме, где я жил, была вкопана в землю бочка, и в ней жили караси (живцы), я взял три штуки и спиннинг, пошел к озеру. Я долго ходил вокруг него и ничего не мог поймать, а дождь все больше меня раздражал. Но вот я обошел все озеро и уселся на мосту, сплавляя свою наживку по течению, удочку я зажал между ног, а сам стал смотреть на рыбака, сидящего на этом озере. Я довольно долго глядел на него, а когда повернулся, увидел, что леска моего спиннинга натянулась. Я стал сматывать ее и увидел, что там сидит щука, и я еще усерднее стал сматывать леску и, наконец, вытащил ее. Я побежал домой, опустил ее в сетке в эту бочку...

В моей деревне Сосновке (1990 год)

В моей деревне Сосновке у нас была огромная деревянная лодка, и я однажды поехал на ней на рыбалку, на окуня. Перед тем как поехать, я сделал малявочницу, то есть большой сачок из марли, и взял буханку испорченного хлеба и оснастил крючком и поплавком свои удочки. Я долго ехал и высматривал около камышей рябящую поверхность или прыгающих мальков. Долго их не находил, и наконец на одном мысу я нашел малька. Встал на якорь и начал кидать хлеб около лодки, когда мальков скопилось достаточно много, наловил полное ведро живца. Размотал удочки и начал ловить окуней. Такого клева я давно не видел. Окунь крупная, хищная и сильная рыба, на удочке, когда ее тянешь, она сопротивляется и ты ее чувствуешь, а когда снимаешь с крючка, то ощущаешь, что у тебя в руке так и играют его мускулы. В тот день я наловил очень много окуней. Все оставшееся лето я ездил только на окуней.

Очаков (1990 год)

В этом году я с родителями ездил на юг в Николаевскую область, в город Очаков. Море, солнце и рыбная ловля вскружили голову, и я ночью отправился рыбачить. Это была первая рыбалка на бычков. Один мальчик отдал мне своих червей, и я пошел на волнорез рыбачить. Сначала я вытащил небольшого бычка 10 см, а потом я вытащил черного-пречерного бычка, он был в 2 раза больше первого. Я стал его снимать с крючка и нечаянно засунул ему один из моих пальцев в рот. Я почувствовал острую боль и увидел, что эта тварь вцепилась мне в палец своими зубами, я пытался ее оторвать, но это было безуспешно, и тогда я опустил его на цемент, нажал на концы челюстей, они разжались - вот это была радость. Самое интересное - у них в Очакове телескопическая удочка такая же редкость, как ветеран на концерте тяжелого рока. Когда возвращался домой, то я встретил какую-то бабушку с внуком, и она стала на меня кричать, чтобы я не отрывал у ее внука удовольствия ловить бычков, а принялся бы лучше ловить рыбу на кирпичном заводе, где, по ее словам, ее куры не клюют. Она боялась, что я выловлю всю рыбу на этом волнорезе. Я поехал ловить рыбу на кирпичный завод на следующее утро. Надо было проехать несколько остановок и пройти еще километр пешком. То место, куда я попал, представляло собой завод, видно, давно не действовавший... (карта) .

Дописываю в 1994 году

Я последовал за рыбаками и наткнулся на интересную заводь. Поскольку черви у меня были, я разложил удочку и закинул с нетерпением крючок. Не прошло и нескольких секунд, как поплавок ушел на дно, по привычке я подсек так, чтобы рыбина, как я предполагал, большая, должна была вылететь из воды, но увы, только щелчок и донесся до меня, крючка как не бывало, а крючков с собой обычно не беру, т.к. они у меня опять же не обрываются (скромно, но со вкусом - это я о себе). Я огляделся и увидел рыбака, недалеко от меня находящегося. И пошел к нему менять крючок на червей, у него червей не было - их где-то копали его сыновья, ну почему где-то, не где-то, а на другой стороне насыпи, трудились в черноморской воде, изнывая в мыслях, наверное, о пиве, тараньке, и так я выменял себе крючок. Через меньше чем пять минут я предстал перед рыбаком, чем, очевидно, его не удивил, меня это задело, я ведь считал себя асом. Короче, эта морда дала мне крючок. (Справедливости ради стоит сказать, что когда я в этот день пришел на остановку, я увидел знакомую старушку и ее внука, хозяйка и с ней пудель, это я потому, что сам такой был, как мне кажется.) Она вся расплылась, мол, старые друзья. Я только подумал, что мне вместе с ней надо будет рыбачить, - так чуть не поперхнулся. После нашего приезда к месту назначения я вырвался вперед и остался доволен, что тактично, галантно, изящно вывернулся, (сам себя не похвалишь - никто не похвалит). На третий раз, как в сказке, я был мудрее (мудрый учится на чужих ошибках, умный на своих, чем реже он их повторяет, тем умнее, дурака же не научат никакие ошибки. Значит, я умный - так мне кажется) и уже тянул рыбу по всем канонам самурайской, рыбацкой чести. И выловил довольно крупную тараньку. После пошла рыба валом, и я за полтора часа наловил несколько килограмм. Счастью не было предела, (ну это как сказать - всему есть предел, как у функции). Я туда повадился и съездил еще несколько раз. Бычки там попадались крутые, сантиметров по 20, а живот плюс голова - 5.

Там же. Прошло дня четыре, иду я по пляжу или дамбе. В общем, бетон, полуголые загоревшие люди с лицами умиленными и жаждущими чего-нибудь попить. Вдруг голос: «Привет, Санек!» Я обалдел, поворачиваюсь и вижу бабулю без внука! Чудо, одним словом. Она на меня накинулась, как я на психологию, и потащила к себе в номер и что-то там говорит про сюрприз и корку. Заводит она меня к себе в ванную и...

...такого леща я еще никогда в своей жизни не видел. На всю ванну лежала туша, полтора метра в длину и сантиметров пятьдесят в ширину, усыпанная солью. Я спрашиваю - как вам удалось его вытянуть, вам ведь не больше ста, вы ведь не молодая. Она мне рассказывает: «Сижу я, внук играется, а я вижу - один поплавок ушел на глубину на несколько сантиметров и стоит там, я поглядела в воду и вижу там такое чудо, ну я и прыгнула вводу, удочку держу в руках, а потом он хлебнул воздуха, и я его схватила и вытянула на берег».

Бывает и такое (1995 год)

Это произошло летом 1992 года. Мне исполнилось шестнадцать и мои родители решили отправить меня в Германию учить немецкий язык в институт Густава Штреземана. Городок, в котором я жил, назывался Мединген и состоял исключительно из института и его подсобных зданий. Не буду вдаваться в долгий рассказ, как я туда ехал, скажу лишь одно, почти всю Польшу проехал в багажнике автомобиля (короче, кино и немцы). В институте жить было неплохо, кормили, поили, еще и немецкому учили, жил я почти один, а потом и вовсе один, номер у меня был неплох: душ (ванная), комната со всем необходимым и т. д. (вид из окна на лес просто замечательный). Поскольку эта тетрадка не для сентиментальностей, а для описания, как я ловил рыбу, в смысле, значит, завоевывал Сибирь, перейдем к делу.

Поскольку вокруг городка находился лес, то я в нем по мере возможности ошивался. В лесу текла небольшая речка метров 10-15 вниз и 1-2 в глубину, столько рыбы, плавающей в речке, я никогда не видел, переживал я это долго и тяжело.

Однажды выдался на удивление хороший вечер, даже, скорее сказать, поздний день. Я шел в лесу по берегу речки, высматривая по своему обыкновению все вокруг. Вдруг я заметил, что под наклонившимся деревом образовался водоворот, вследствие чего подмыло берег, там можно было рыбе отдыхать, плавали две крупные форели (форель я еще никогда не ловил, но читал о них в книжках). Дело в том, что в моих куртках обычно валялось достаточно много рыбных снастей: крючки, поплавки, грузила, забытые или потерянные мною в моих карманах, всегда выручали меня, когда мне чего-нибудь из этого не хватало. И вот, шаря по своим карманам, чем дальше, тем больше я понимал, что моя мать постирала все мои вещи перед тем, как отправить меня сюда, и выложила все нужное из них. Иногда тоска наваливается неожиданно. Мне захотелось сказать своей матери все, что я думаю по этому поводу, но... Мой палец что-то укололо, вывернув карман, я нашел зацепившийся так, как бывает трудно зацепиться даже случайно, крючок, старый, даже слегка поржавевший. Каких-нибудь 30 минут работы - и он в руках. Так, теперь дело за леской. Опять в карман, здесь кто-то неумело зашил карманы (в последнее время себе карманы зашивал я собственной персоной), оставил необрезанным большой конец нитки 60-70 см. Удочка. Прут выломал в ближайших кустах. Наживка?! Перевернул корягу, нашел там только песок. Карманы, для чего они нужны, как не для того, чтобы выручать в трудную минуту, кусок пирожка, неизвестно как туда попавшего, послужил наживкой. Я подкрался к берегу и бросил несколько кусочков пирожка, форель ноль внимания, фунт презрения, еще, опять ничего, меня это несколько озадачило. Почему? Еще - и вот одна из форелей проглотила хлеб, я кинул кусочек еще - и опять она его проглотила. Теперь дело за удочкой, если ее можно так назвать. Закинул. Эта же форель, которой понравилась моя приманка, сразу схватила наживку. Я подсек.

Дописываю в 1998 году

Вываживал рыбу очень осторожно, боялся, что сорвется. Минут через 15-20 форель устала, и ее круги начали уменьшаться. В воде было видно, как другая форель все время плавает с ней рядом. Почему? Почему она плавает рядом? Откуда у нее такая верность (и мне почему-то подумалось: ему)? Откуда у этой рыбы такая верность к спутнику? Подтаскивая форель, все ближе и ближе к берегу, я неотрывно смотрел на рыбу, плавающую рядом с той, что на крючке. Наконец форель устала настолько, что перестала сопротивляться и покорно поплыла, ведомая ниткой к берегу, вторая рядом. Опустив руку в воду, я ощутил, как мои пальцы коснулись холодного мускулистого тела. Взяв за жабры форель, сидящую на крючке, вытащил ее из воды. Все это время вторая форель стояла рядом и обреченно наблюдала за происходящим. Выловленная мною добыча весила порядка 700 грамм. Довольный собой, я зашагал по направлению к небольшому гриль-бару, где добродушный хозяин обещал мне самому дать зажарить свою добычу. Не прошло и получаса, как я наслаждался вкусом форели на веранде гриль-бара с видом реки, несущей свои воды средь сказочно-красивого леса.

Прошло несколько дней, и, проходя мимо места своей рыбалки, я решил посмотреть, плавает ли там рыба. На подходе к берегу меня вдруг охватило волнение...

Дописываю в 1999 году

Рядом с берегом плавала вверх брюхом вторая форель. Ее тело, почти наполовину покрывшееся грибком, одиноко плавало рядом с берегом. Неужели эта форель умерла оттого, что я выловил ту? Что у них было такого?.. Может, любовь? Чертово место..., и, выкинув эти мысли из головы, решительно зашагал в сторону. Прошло несколько дней, и мне снова захотелось порыбачить. Недолго думая, я отправился к удачливому для рыбалки месту. Подойдя к берегу, увидел, что под деревом плавают два приличных размеров окуня. Оглядев все вокруг, я увидел, что невдалеке лежит ствол поваленного дерева, под которым мне удалось найти несколько червей. Вернувшись к берегу, я бросил недалеко от окуня червяка. Червяк, извиваясь и дергаясь, стал погружаться. Один из окуней рванул к...

Дописываю в 2001 году

...червяку и проглотил его. Я нацепил другого червяка на крючок и... окунь затанцевал на поводке. Потихоньку, его вываживая, увидел, что другой окунь плавает рядом. Подтаскивая окуня к берегу, я увидел, что другой окунь тоже плывет к берегу. Вытащив рыбу из воды, я увидел, что второй окунь плавает рядом и я могу без труда его достать рукой. Чертовщина какая-то, подумал я. Почему же они так ведут себя? Что происходит? Может, это колдовское место? Может, у них любовь? Зачем я поймал эту рыбу? Зачем собираюсь ее убить и съесть, ведь я сыт?.. Еще пару минут в моей голове кружились похожие мысли, и я отпустил окуня, решив, что нет силы сильнее, чем смесь преданности и любви.

P . S . Меня этот случай заинтересовал с точки зрения зоопсихологии. Изучив литературу на эту тему, я понял, что у стайных рыб очень сильно развит инстинкт следования за похожей рыбой. Невероятно быстрый переход в моих логических рассуждениях от чертова места до любви обусловлен был тогда романом с итальянской сокурсницей и парочкой диких историй с немками.

Рыбак и русалки (2001 год)

Когда я работал на одну корпорацию в Архангельской области, меня послали провести социологическое исследование в город Вельск. Приехав туда, я встретился с нашим доверенным лицом. Он меня познакомил с директором местного лицея или института, сейчас уже не помню. Мне нужно было найти двадцать человек для проведения социологического исследования. Переговоры с директором прошли удачно, и мне нужно было подойти в этот лицей через два часа на собеседование со студентами. Делать было нечего, поэтому я отправился к речке, которая текла рядом с лицеем. Придя на речку, выломал большой прут, сделал из него удочку и, увидев, что недалеко стоит рыбак, подошёл и попросил у него червяка. Оснастив удочку, начал рыбачить.

Примерно через полчаса со мной рядом стала рыбачить пара парней лет по двенадцать. Я сидел и курил, ничего не клевало. Через час я решил, что ещё одна сигарета - и ухожу. Затянувшись пару раз, увидел, что парни, которые рыбачили со мной рядом, как-то странно себя ведут, у них ярко-красные щёки - и уши. Посидев ещё немножко и докурив сигарету, я встал, повернулся и чуть не свалился в речку обратно... У меня за спиной лежали две обнажённые девушки и кокетливо поглядывали на меня. Юные тела в лучах полуденного солнца выглядели очень заманчиво.

- Огоньком не угостите? - спросила одна из девушек, доставая сигарету из лежащей рядом одежды. Я дал закурить и через секунду внутренней борьбы... пошёл в лицей на встречу со студентами...

Озеро толстолобиков (2001 год)

Я работал в Н., занимался информационными технологиями, слухами... Мы знали, что нас ждут на улицах района, поэтому решили уходить оттуда огородами. Выйдя на окраину города, пройдя через лес и поле, вышли к речке и пошли вдоль нее. Через некоторое время, преодолев два оврага, вышли на берег какого-то искусственного озера. Подойдя поближе, мы были шокированы представшей перед нами картиной: в озере вода ходила ходуном, постоянно выплескивалась рыба и то там, то здесь рыбьи головы высовывались из воды. Мечта рыболова сбылась, я увидел озеро, где рыбы больше, чем воды.

Монастырское озеро (2001 год)

Приключенческие фильмы и алчность подтолкнули меня к увлекательному хобби - кладоискательству. Постепенно неудачи и скромные успехи привели меня к двум мыслям: во-первых, искать клады надо не ради денег, а ради приключения, о котором будешь вспоминать «зимними вечерами», во-вторых, чтобы испытать «золотую лихорадку» - одно из самых сильных чувств, которое может возникнуть у человека (как-нибудь я обязательно напишу небольшую психологическую работу о кладоискателях).

В 1993 году, гуляя по Невскому проспекту, я любил останавливаться у лотков, где продавались географические карты. Просматривая карту Прионежья, наткнулся на название Монастырское озеро. Это было довольно большое озеро посреди диких архангельских лесов. На северо-восточном берегу озера были указаны развалины. Судя по названию озера - развалины монастыря. Рассматривая карту, я пришёл к выводу, что добраться туда можно только по реке Илексе, впадающей в озеро недалеко от развалин монастыря. Мне показалось, что это достаточно труднодоступное место и там можно что-нибудь ценное найти! Посовещавшись с братом, историком и археологом, решили, что это могут быть развалины староверческого монастыря, и там, скорей всего, можно найти оклады от книг. Перед глазами засияло призрачное золото, и я решил отправиться на поиски приключений. Через пару лет купил себе одноместный каяк и другое снаряжение.

На летних каникулах в университете взял отпуск на работе и отправился в поход. На поезде доехал до Беломорска, там мне надо было сделать пересадку, но поезд пришёл с опозданием, и мне не удалось пересесть, пришлось ждать 12 часов до следующего. В Беломорске решил пойти посмотреть на море. Придя на берег Белого моря, попробовал, соленая ли вода, и хотел искупаться, но около берега оказалось очень много тины. Вернувшись на станцию, я расстелил спальник рядом с окошком касс и уснул. Проснулся утром и обнаружил, что я во главе огромной очереди в билетные кассы. Купил билет до станции Куша на поезд Мурманск - Вологда. Через несколько часов я добрался до станции Золотуха. От этой деревни шла дорога в направлении Илексы, по ней нужно было пройти примерно 100 километров пешком и потом ещё 25 километров через лес до реки. День был солнечный, и я быстро пошел по дороге. За этот день прошел довольно много, поэтому ближе к вечеру очень устал и решил, что пора остановиться на ночёвку. Сойдя с дороги, по которой за весь день проехало два лесовоза, вырубил место для палатки. Лес и кусты росли очень густо, поэтому пока я очистил место для палатки, прошло немало времени. Поужинав, я залез в палатку и увидел там какое-то черное облако - это была мошка, которая благодаря своим маленьким размерам пролезала через москитную сетку палатки. Это черное облако набросилось на меня с необыкновенной яростью. В этот момент я понял, что я - это единственный кровавый кусок мяса на всю округу. Целебные мази против комаров от мошки мне не помогали. Через полчаса борьбы с мошкой стало ясно, что палатку у меня отвоевали. Вылетев пулей из палатки, я стал бегать вокруг неё и материться. Выругавшись, сел на край дороги и стал размышлять о смысле жизни и о том, как мне быть в этой ситуации. Размышляя, я посмотрел на ночное небо и увидел, как ко мне быстро приближается по небу чёрная стена. Всё небо по горизонту представляло собой одну большую стену дождевой тучи. Кое-где в черной стене вспыхивали молнии. Неожиданно налетел ветер. Я заглянул в палатку и увидел, что вся лесная мошка прячется там от дождя. Это факт меня очень взбесил, и я стал бегать вокруг палатки, рубя всё вокруг мачете, матерясь. Успокоившись, решил, что пора отступать. Собрав рюкзак, понял: без сна, обратно мне его в таком же составе не донести. Долго споря сам со своей жадностью о том, какую вещь взять, а какую оставить, я пришёл к выводу, что надо оставить самое необходимое: лодку (слишком дорогая, чтобы я мог позволить её выкинуть), палатку (по той же причине), фляжку с водкой, запас еды на один день, медикаменты, спальник, нож и мачете. Лопаты, второй комплект одежды и т. п. пришлось выкинуть.

Закинув рюкзак за плечи, я пошёл обратно. Фронт дождя прошел, и над головой сверкали звёзды, луна и Венера. Я уставал все быстрее и быстрее. Лес вокруг дороги кишел какими-то животными, оттуда постоянно доносились непонятные звуки. Устав, я садился на край дороги или поваленное дерево, и тогда на несколько минут лес вокруг замирал. Казалось, что тысячи глаз смотрят на меня из темноты и решают, опасен я для них или нет. Потом лес оживал, и тогда было слышно, как кто-то бегает у моих ног или летает над головой. Временами этот тихий шепот леса нарушался какими-то криками или сдавленными всхлипываниями - кого-то ели. Наконец я понял, что устал настолько, что сейчас вырублюсь и никакая мошка и комары мне уже не страшны. Засунув голову в рюкзак, я вырубился. Очнулся, светает. Проснувшись, я вспугнул большую стаю тетеревов, сидевших на краю дороги. Позавтракав, я пошёл по дороге. К обеду подошёл к Золотухе. На краю деревни возвышался прииск, очевидно, когда-то здесь добывали золото. В деревне мне сказали, что поезд на Беломорск будет только ночью. Придя к железной дороге, развёл костер, стал обедать и хлебать водку. Вдруг услышал шум приближающегося поезда. Встав у дороги, я начал голосовать, и товарняк остановился. Я попросил машиниста довезти меня до Беломорска, но он сказал, что это в другую сторону.

Мне было скучно, и я решил прогуляться в деревню. Зайдя в первую попавшуюся избу, увидел там бабушку, сидящую рядом с большой корзиной ягод. В избе кроме бабушки и ягод были печь, стол, стул, кровать и больше ничего. Очевидно, мой вид несколько пугал местное население, поэтому я решил пойти сидеть у железной дороги, ждать поезда. Постелив на земле спальник, я уснул. Проснулся ночью, повернувшись, увидел, что на железке стоит пассажирский поезд с открытыми дверьми в вагонах. Схватив вещи, я забросил их в вагон и через несколько дней вернулся в Санкт-Петербург.

Всю обратную дорогу меня мучила только одна мысль: зачем я полез в эту жопу? Через некоторое время, пережив происшедшее, я понял, что надо частично менять снаряжение. Я продал свою палатку и купил себе палатку «Ирбис», сшитую из парашюта, и тент. «Ирбис» мне понравилась тем, что весила несколько сот граммов и могла поместиться в один из карманов моей разгрузки.

Через год на летних каникулах я решил снова отправиться к Монастырскому озеру. Денег у меня не было, и поэтому поход мог не состояться. Находясь в скверном настроении, я расхаживал по комнате № 156 психологического общежития и случайно заглянул в один из шкафов. В шкафу на нижней полке был бардак, и я решил его разобрать. Неожиданно на дне шкафа обнаружил несколько слитков меди и латуни, непонятно как туда попавших. Пошел, сдал их в пункт приёма цветных металлов. Однако денег у меня все равно не хватало. В то время я тренировал несколько молодых людей фехтовать, и я продал свой новый меч одному из них. После этого денег на поход скопилось, и я отправился на поиски приключений.

Я не курю, но перед поездкой Андрей дал мне пачку «Кэмела» и сказал, что я буду курить их так же, как в рекламе этих сигарет. Приехав на станцию Золотуха, я, проанализировав сведения на карте, решил, что до Илексы стоит идти не пешком, а попробовать добраться по притоку. Пройдя несколько километров по лесу, я вышел к притоку. Спустив лодку и проплыв метров двести, я был вынужден выйти из лодки и тащить её за собой в связи с тем, что река сильно обмелела и лодка не могла пройти. Дойдя до глубокого места, я вновь сел в лодку и, проплыв пару сотен метров, вынужден был снова тащить лодку на себе через мель несколько сотен метров. Так повторилось несколько десятков раз, и я понял, что по притоку мне до Илексы не добраться. Выйдя на берег речки и сложив лодку обратно в рюкзак, я пошёл к Золотухе. По дороге размышлял над тем, что если в этот раз я не дойду до Монастырского озера, то, очевидно, больше никогда не дойду до него и перестану себя уважать. Придя в деревню, решил найти какого-нибудь местного жителя с транспортом и попросить его подбросить меня как можно ближе до Илексы. Вдруг рядом со мной остановился какой-то дядька на мотоцикле с коляской. Подойдя к нему, попросил довезти меня как можно ближе к Илексе и предложил все имевшиеся у меня деньги (150 рублей). Он отказался, и тогда я добавил к деньгам бутылку водки. Водка подействовала безотказно, и через несколько минут я мчался на мотоцикле в сторону Илексы. Примерно через полчаса дикой гонки мы проехали то место, до которого я дошел в прошлый раз.

Мотоцикл остановился, дорога закончилась. В этот момент, когда я понял, что дороги обратно уже нет, мне очень захотелось покурить. Мотоцикл умчался обратно в Золотуху. Перед отъездом дядька, махнув рукой в сторону леса, сказал, что километров через двадцать я должен буду выйти к речке, а если спуститься чуть ниже по течению, то там будет пункт гидрометеоцентра, и туда неделю назад отправилось рыбачить несколько местных мужиков. Докурив сигарету, я забросил рюкзак за спину и пошёл по едва видневшейся тропинке. Тропинка то шла через болото, то по лесу, периодически я вспугивал различных птиц. Иногда я останавливался и, не обращая внимания на комаров, делал маленький глоток водки из фляжки для поднятия боевого духа. Незаметно начало смеркаться. Я убыстрил шаг, хотелось заночевать на берегу речки, а не посреди болота. Неожиданно встретились едва заметные человеческие следы, я побежал вдоль них. Вдруг лес кончился и начался пролесок, через него шла заброшенная дорога. Через несколько километров я почувствовал запах дыма. Выйдя на небольшую речку и пройдя вдоль нее, увидел деревню. Несколько заброшенных домов стояли на моей стороне, и десятка полтора - на противоположной, там было привязано несколько лодок. Наступили сумерки. Осматривая окрестности, я увидел какого-то мужчину возле лодок и спросил у него, можно ли мне остановиться в каком-нибудь из пустующих домов. Мужик сказал, что, конечно, можно, но если я хочу, могу остановиться ночевать у него. Я решил переночевать у него. Он перевёз меня на свой берег. Мужик жил в классическом северном доме, где можно было, не выходя из дому, попасть в хлев. Поужинав и покурив, уснул. Ночью начался дождь, который шёл потом почти неделю.

Проснувшись утром и выйдя из дома, я увидел серое дождливое небо и закурил в третий раз с начала похода. Позавтракав, начал собираться в путь. Мужик сказал мне, что по Илексе часто ходят туристические группы, и пару дней назад здесь спустились в речку четыре катамарана. Вытащив лодку из рюкзака и уложив туда своё снаряжение, я попрощался с мужиком. Речка впадала в озеро.

Грести по озеру было тяжело, ветер дул в лицо. Через некоторое время я был весь мокрый, потому что волна захлёстывала за борт и дождь лил сверху. С трудом переплыв озеро и пристав к берегу, я пулей вылетел из лодки удовлетворить естественные нужды и чуть не попал в капкан. Оглядевшись, я заметил ещё несколько капканов и осторожно вернулся к лодке. Посмотрев на карту, я обнаружил, что уже давно нахожусь в истоке Илексы. Потратив кучу времени и сил, я, наконец, смог найти исток Илексы. Двухкилометровая карта давала очень большую погрешность, и я решил, что лучше поплыву совсем без карты, чем буду сверять постоянно свой маршрут с ней. Выбросив карту, я почувствовал себя гораздо свободнее, единственное, что меня смутило, - часы намокли и остановились. Я закурил в четвёртый раз. Может, в рекламе сигарет «Кэмел» и было что-то романтичное, когда молодой человек на лоне дикой природы курит «Кэмел», то когда в похожей ситуации закурил эти сигареты я - это было печально и никакой романтики. Докурив сигареты, я вылил из лодки воду и поплыл дальше. Меня мучила мысль: зачем я обратно полез в эту жопу? Через некоторое время вдалеке показался дым костра. Я осторожно подплыл к костру и, не увидев никого рядом, высадился на берег. Это была туристическая стоянка. Осмотрев её, понял, что здесь останавливалась группа из двадцати человек, половина девушки и половина мужики. В связи с тем, что такая большая группа туристов не могла пройти незамеченной мужиками в деревне, я подумал, что эта та самая группа на катамаранах, о которой мне говорили. Раз костер дымится, то, наверное, они ушли недалеко. Единственное, что осталось для меня непонятно, так это почему я их так быстро догнал. Проплыв ещё немного, я услышал шум порога и увидел дым костра. Пройдя порог, я обнаружил брошенную стоянку, а на другой стороне речки - охотничью избушку. Избушка была в отличном состоянии. Внутри находилась печь, две скамьи-кровати и маленький столик. Я решил здесь остановиться, пообедать и высушиться. Развесив вещи, затопил печку. Через некоторое время я сделал для себя открытие: если печку натопить, то вся избушка превращается в баню. Через некоторое время в избушке, стало настолько жарко, что я решил сходить искупаться. Подойдя к речке и зайдя в нее, я понял, почему её назвали Илексой - на дне был ил. Постояв в воде, испугался, что в таком диком месте, когда я буду плавать, кто-нибудь возьмёт и откусит мне причинное место. Осознав это, пулей вылетел на берег. Пообедав и высушив одежду, поплыл дальше.

Периодически река сильно мелела, и я тащил лодку за собой по воде. По берегу идти было невозможно потому, что упавшие деревья сильно затрудняли движение. Чтобы не было скучно, начал разговаривать с собой монологами из мультфильма «Остров сокровищ». В очередной раз перетаскивая лодку через мель, я ругался сам с собой матом и цитировал капитана Смолетта: «Вы крепко сели на мель, капитан Сильвер». Вдруг сверху раздался изумлённый возглас. Посмотрев наверх, я увидел мальчика и мужчину, которые изумлённо смотрели на меня. Поговорив с ними, выяснил, что их группа (человек пять) пропорола одну из байдарок и поэтому сидит здесь чинится. Мужчина сказал, что группу на четырёх катамаранах видели вчера вечером, и завтра я, очевидно, их догоню. Я поплыл дальше.

Начало смеркаться. Выгрузившись на берег, я поставил палатку и решил, не ужиная, лечь спать. В палатке было сыро и мокро: забравшись в спальник, я зажег свечку, закурил. Проснулся утром и первое, что услышал, - это шум дождя. За ночь спальник и одежда, к сожалению, не высохли. Внутренний голос начал меня уговаривать не выходить из палатки, а остаться греться внутри спальника. Я выкурил сигарету и решил вылезти из спальника, снять одежду и приготовить поесть. Однако внутренний голос начал меня уговаривать не выходить из палатки, а остаться греться внутри спальника и выкурить ещё одну сигарету. Эта процедура повторилась ещё несколько раз и, наконец, победило благоразумие. Я разделся и пошёл под дождём, голый, рубить дрова для костра. Голый я был потому, что с собой взял только один комплект одежды. Разведя костер, я начал готовить завтрак и сушить вещи. Последнее оказалось сложнее, так как, с одной стороны, вещи сушились на огне, с другой - их поливал дождь. Пока я отвлекался на завтрак, у меня сгорели носки. Позавтракав, поплыл дальше. Было холодно из-за того, что туловище у меня потело, а ноги мёрзли внутри лодки, поэтому я решил сшить из свитера себе штаны. Штаны получились дикие, но теплые.

Через несколько часов я увидел на берегу дым костра и лежащие на берегу катамараны. Поговорив с начальником группы, я узнал, что они пропороли один из катамаранов и поэтому вынуждены здесь отдыхать. Проплыв немного, я увидел один из катамаранов, с которого ловили рыбу.

К ночи я нашёл живописное место и остановился там ночевать. Утром у меня сгорели кроссовки по той же причине, по которой я лишился носков. Из остатков кроссовок и части рюкзака я сделал себе обмотки. Через день я приплыл на странное озеро, всё заросшее камышом, и с трудом из него выбрался. У меня с собой были рыболовные снасти, и я решил половить рыбу. Поймав на удочку несколько небольших плотвичек, я решил поставить три щучьих капкана и две жерлицы. Во время того, как я устанавливал последний щучий капкан, мне показалось странным то, как ведут себя предыдущие снасти. Подплыв к установленным снастям, я обнаружил, что у меня съели два щучьих капкана и одну жерлицу, у всех трех снастей были перекушены стальные поводки. Сняв оставшиеся снасти, я поплыл дальше. На следующий день у меня кончилась еда, от влаги испортились рис и макароны. В один из дней я увидел на излучине реки столб, на котором красовалась надпись: «64 километра, есть баня и радиосвязь», а внизу стрелочкой было показано в направлении впадающей в Илексу реки. У меня не было шапки, а было холодно, и шел дождь, поэтому я из спальника выкроил себе шапку. Ближе к вечеру этого же дня я увидел на высоком берегу хутор. Причалив к маленькой пристани, я поднялся на берег и первое, что увидел, - это огромную щучью голову, висевшую на стене дома. Я громко крикнул: «Если здесь кто-нибудь живой?» Из-за какой-то кочки показался паренёк и позвал своего отца. Из дома вышел мужчина в довоенных кальсонах и пригласил меня в гости. Пройдя в дом, мы сели пить чай. Разговор у нас был необычный. В городе мы говорим очень быстро и мало задумываемся над словами, здесь на фоне дикой природы и дефицита собеседников разговор идёт совсем по-другому. Можно сказать, что им наслаждаются.