Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы думается по поводу ТРИЗ?

В книге Альтшуллера Г.С. «Алгоритм изобретения» говорится, что не решаемых задач нет. Тем не менее, нет ни одного сколь-нибудь значительного изобретения, по поводу которого в свое время не было сказано "невозможно". Причины, заставляющие говорить "невозможно", и доказательства невозможности, могут быть самыми разными.

Когда изобретатель телефона Белл Грэхэм начал продажу своих аппаратов, одна из американских газет потребовала, чтобы полиция положила конец "шарлатанскому выманиванию денег из карманов доверчивой публики" .

Газета заявила: "Утверждение, что человеческий голос можно передать по обычному металлическому проводу с одного на другое место, является в высшей степени смешным..."

С уникальными исследованиями и разработками Генриха Сауловича Альтшуллера я подробно познакомился менее месяца назад. Г лубокое уважение вызывает работа, проделанная автором ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, ТРТЛ, теории развития творческой личности и АРИЗ, алгоритма решения изобретательских задач. Он не только успешно доказал прикладной характер своей теории, но и смог организовать целое направление в изучении творчества, со своими субкультурами и фанатами. Восхищаюсь его организаторским талантом. Оригинальная исследовательская и общественная работа, выполненная господином Альтшуллером, бесспорно, актуальна и сейчас: проанализированы более 40000 изобретательских патентов; за 12 лет проведения эксперимента по обучению ТРИЗ школьников 10-ти - 17-ти лет было проанализировано полмиллиона писем с решениями изобретательских задач.

Я солидарен с авиаконструктором О.К. Антоновым, сказавшим: что «о процессе творчества написано много, в том числе и много чепухи». Поэтому жаль тратить время и печатные площади на критику; лучшая критика – это аргументированная новая теория с проработанными наглядными методами исследований. Читатель сам увидит очевидные различия.

Не буду детально критиковать разработки Г.С. Альтшуллера, так как считаю такую критику неконструктивной. В наших теориях есть общее, есть и отличия. Если делать это детально, необходимо написать отдельную книгу, а я считаю его разработки, помимо некоторых неточностей, невероятно ценными с научно-практической точки зрения.

Однако остановимся на ряде принципиальных, с моей точки зрения, моментов.

В наших теориях принципиально различается понимание творчества. Если Г.С Альтшуллер понимал творчество как сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы, то для меня творчество – это деятельность, направленная на нахождение принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть не зависящая от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Разница в определениях порождает различное понимания творчества и, соответственно употребление этого термина, способы исследования и обучения.

Г.С. Альтшуллер пытался уловить творчество при помощи ТРИЗ и АРИЗ, что, на наш взгляд, принципиально неверно.

Во-первых , основной постулат ТРИЗ звучит так: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Творчество – суть нахождения принципиально новых систем, в том числе и технических. Закон – это знание, сформулированное в понятиях, следствие закономерных отношений, достоверно (неизменно) выполняющихся при определенных условиях. В разных системах действуют разные законы. Творческое открытие в сфере технических систем возможно в качестве открытия принципиальной иной, новой технической (если этот термин не устареет) системы, в которой будут действовать свои законы. Принципиально новые законы, принципиально новой системы. Поэтому суть ТРИЗ – не творчество, а дивергентно-ориентированные задачи, то есть решение в рамках существующей системы.

В ТРИЗ понятие «изобретение» близко к понятию «рационализатор» то есть не творец, а человек, который ставит задачу с известным ответом и решает её оригинальным способом. Рационализатор – не совсем творец. Г.С. Альтшулер в своих работах пишет все время о творчестве, о развитие творчества, неверно используя термин. Описанные им задачи – как приведенные в качестве примеров, так и применяемые на практике – являются не творческими, а дивергентными, поскольку известен ответ, нет свободы выбора.

Рассмотрим это на примерах.

«На строительстве Усть-Илимской ГЭС понадобилось соорудить несколько водоводов - железобетонных труб диаметром около 10 м и длиною около 40 м. Вес каждого водовода - 4000 т. Водоводы должны лежать на откосе в 45°.

Изготовлять водоводы в наклонном положении крайне неудобно. Лучше строить их вертикально, а потом опускать на откос. Однако проектировщики подсчитали, что для этого потребуется очень сложная и дорогая система грузовых стрел, талей, блоков. Пришлось изготавливать водоводы в наклонном положении. А когда работа была сделана и деньги потрачены, два молодых инженера предложили решение, которое, поспей оно вовремя, позволило бы легко опустить готовые водоводы и дало бы огромную экономию». (Альтшуллер Г.С., "Начнем с увеличения в миллиард раз..." (фрагмент), в кн.: Сeлюцкий А.Б., Слугин Г.И., Вдохновение по заказу, Петрозаводск, "Карелия", 1977 г.)

«Задача 23. При изготовлении предварительно напряженного железобетона проволочную арматуру растягивают электротермическим способом. Но при нагревании на расчетную величину (700°) арматура теряет свои механические качества. Как устранить этот недостаток?» (Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г.).

Заметьте: в этих задачах ответ известен. Мы видим, что инженеры пытаются найти более экономичное решение. Это классика дивергентного мышления, которое связано с порождением множества решений на основе однозначных данных.

Во-вторых, рассмотрим АРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач, первые модификации которого появились еще в 40-х годах, активно и систематически совершенствовался.

АРИЗ делит процесс решения задачи на семь этапов (частей). Каждый этап осуществляется постепенно - по шагам. АРИЗ снабжен обширным фондом сжатой, спрессованной информации, полученной путем анализа десятков тысяч патентных описаний. Я считаю, что АРИЗ – невероятно ценный интеллектуальный продукт, но на самом деле это талантливо проработанный дивергентный подход.

Свести решение к пошаговой реализации – безусловно, процесс сложный, но в творческой деятельности не является первоочередным. Первоочередное – придумать принципиально новую задачу, систему, идею. Задачу, где ответ не всегда известен. АРИЗ помогает рационально, экономно и оперативно решать задачи, но не придумывать их.

В-третьих , разработки Альтшуллера Г.С., прежде всего, ориентированы на интересующихся ТРИЗ-АРИЗ-ТРТЛ, а также на преподавателей этих дисциплин. Напомним, что основной контингент, на который рассчитаны работы Альтшуллера – это инженеры от 30 до 50 лет. Для них разработаны и испытаны различные учебные программы. Мы же ориентируемся не на какую-либо узкую группу людей, но на всех, кто обладает творческим мышлением.

В-четвертых , автор утверждал, что и сследование психологии изобретательского творчества не может вестись в отрыве от изучения основных закономерностей развития техники. Для нас же это лишь частный случай.

По Альтшуллеру, деятельность изобретателя направлена на создание новых технических объектов, изобретатель – участник технического прогресса. Психология изобретательского творчества, это, прежде всего, отдел психологической науки.

Автор забывает, что изобретательская деятельность и творчество – не синонимы. Это самостоятельные направления в исследованиях когнитивных способностей. Мы согласны с тем, что и зучение материалов по истории техники, анализ конкретных изобретений является одним из важнейших источников в психологии технического творчества. Но не более.

В-пятых , Альтшуллер, основываясь на собственных историко-биографических примерах, доказывает, что творческий образ жизни доступен каждому. Что для этого не нужны особые врожденные способности или сверх благоприятные условия. В силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за ее достижение.

Наши исследования доказывают следующее:

-          творческий человек – это человек, обладающий особым мышлением, которое в идеале, вероятно, может быть присуще достаточно большому количеству людей, но далеко не всем.

-          Безусловно, каждый может выбрать себе цель, достойную его мышления, и потратить на достижение этой цели всю свою жизнь. Однако наши исследования показывают, что лишь менее 1% людей способны поставить себе действительно стоящую цель, а все остальные достигают целей и решают задачи, поставленные и решенные другими.

В-шестых, первая публикация по ТРИЗ вышла в 1956 год в журнале "Вопросы психологии" [24] , и осталась практически незамеченной. Жаль, что после этого автор, судя по текстам его работ, «заточил зуб» на психологов и периодически неконструктивно критиковал нашу науку.

«Исследуя творчество, психологи экспериментируют на головоломках и других простых задачах, считая механизм творчества одинаковым на всех уровнях. С таким же успехом можно пытаться постичь законы кораблестроения, экспериментируя с бумажными корабликами» (Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 42.).

Отчасти автор, пожалуй, прав – многие психологические тесты творчества, по сути, выявляют не творчество, а дивергентное мышление. Однако при этом Альтшуллер неверно определяет понятие творчество; не различает мышление конвергентное, дивергентное и творческое; теорию личности творца определяет по-дилетантски, и в целом показывает общую психологическую неосведомленность.

«Психологу, рискнувшему углубиться в изучение процесса решения сложных изобретательских задач, пришлось бы самому решать задачи на высоком уровне. Это трудно, и психологи пытаются понять изобретательское творчество, не решая изобретательских задач. Лишь изредка в опытах используются задачи, похожие на изобретательские. Но и тогда внимание исследователя сосредоточено только на психологических факторах. Между тем психологические факторы вторичны, производны. Главное в изобретении то, что техническая система переходит из одного состояния в другое, причем переход осуществляется по определенным законам, а не "как попало". Но именно эта - первичная, объективная - сторона творчества остается вне поля зрения психологов». (Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г.).

Странная позиция для ученого. Следуя такой логике, биологи должны, к примеру, для изучения плоских червей ползать на животе, наркологи – принимать наркотики, судебные психологи-эксперты – насиловать и убивать, чтобы понять психологию насильников и убийц. Но не это главное. Критикуя исследования творчества и психологов, Альтшуллер не придумал метода диагностики именно творческих способностей, помимо банальной констатации изобретения патентом. Мы же знаем, что 90% всех патентов – это «вариации на тему», компиляции изобретенного ранее. Увлекшись оригинальной рационализацией, автор потерял само творчество. В общем, критиковать творца может каждый, только творить могут не многие.

"Ситуация - еще не задача..."

 

На наш взгляд, величайшее открытие Г.С. Альтшуллера – это превращение технического изобретательства в ремесло. Создание ТРИЗ и успешная прикладная апробация его наработок достойны пристального внимания со стороны исследователей когнитивных процессов. Все сказанное выше нисколько не умаляет величия работы Альтшуллера. Считаю, что лекции по рационализаторству и оригинальному подходу в решениях известных задач обязательно нужны, и не только инженерам. Но давайте не будем спекулировать на понятии творчество. Да, творцов мало. Да, «творчество» сейчас модно, и за возможность приобщения к этому понятию общество платит. Да, сейчас есть культ принципиальной новизны. И что?..

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru