Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?

Мой тест направлен на поиск людей с творческим мышлением. А методика с тем же названием – на прогнозирование появления творческого продукта в будущем. Говорить о творчестве как о способности не совсем верно. Творчество - это гораздо больше, чем способность – это совершенно другой, особый образ мыслей, другие механизмы мышления. В психологии способности – это особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Соответственно, термин творческие способности должен обозначать особенности личности, являющиеся условием для успешной творческой деятельности.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Творческое мышление требует другого, особенного склада личности, и в первую очередь – особенного восприятия. Во многом именно поэтому поступки творческих людей воспринимаются социальным окружением как забавные, странные, неадекватные. Является ли этот особый склад личности условием для творчества, или, напротив, творческое мышление обуславливает эти особенности – трудно сказать. Важно отметить, что творческая личность – во многом это совсем «иной» человек, у которого по другому протекают некоторые психические процессы. Можно сказать, что его вообще стоило бы исследовать как другой вид. Творческий человек не может мыслить и вести себя, как все остальные, «обычные» люди, так как, он воспринимает ситуации не конвергентноориентированно или дивергентноориентированно, а творческиориентированно и поэтому по-другому видит её развитие. Поэтому если и существуют эти самые творческие способности, то они не могут не проявиться, они в любом случае будут так или иначе реализованы. Другое дело, что в зависимости от других условий творчество может быть замечено или не замечено социумом, признано или не признано. Таким образом, диагностировать творческие способности сами по себе не имеет смысла, поскольку нет людей, которые ими обладают, но при диагностике покажут только способности, а не наличие самого творческого мышления. Конечно, не секрет, что во все времена были случаи, когда творческие личности вынуждены, были скрывать свои особенности и изобретения от общества, «прикидываться» обычными людьми, чтобы не сгореть на костре и не провести жизнь в психбольнице. Моя методика ориентированна на то, чтобы создать условия, чтобы это не проявлялось.

К слову, особенное «устройство» мышления творческих людей обуславливает, к примеру, такое их свойство, как неспособность адекватно решать «простые» задачи. Гейне сам признавал себя неспособным понимать простые вещи. Пуанкаре показал парадоксальный результат по тесту Бине, что его постчитали умственно отсталым. Эдисон в школе славился своей медлительностью, его отец считал туповатым. Учитель греческого как-то сказал Энштейну: «Ты никогда ничего не добьешься!». Позднее Эйнштеин был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж.

То, что просто для людей с дивергентным или конвергентным мышлением, может быть сложным для творца потому, что любое простое задание он видит с позиций своего мышления, своего особенного восприятия, абсолютно по-другому. Примеры по арифметике уровня начальных классов школы он, возможно, будет решать на сорока страницах, более того, не исключено, что в результате аргументировано докажет, что 2+2 вовсе не 4. Творческие люди просто не видят конвергентных задач, вернее, видят, но как творческие, поэтому и не могут увидеть их конвергентное решение. Поэтому люди, мыслящие творчески, обычно не блистают в школе, учатся плохо. Школьное образование ставит их в рамки системы, а в творческом мышлении одна из главных особенностей – это внесистемность. Творец сам ставит себе задачи, сам их решает, сам создает принципиально новые системы, и для этого ему не нужно знание тех систем, по которым живет общество. На примере нашего исследования видно, насколько отличаются не только решения, продукты, но и сами задачи, которые ставят перед собой испытуемые. Отличаются не только типом мышления, но и размахом, претензиями (поэтому в комплексной методике мы также используем тест на уровень притязаний). Один ставит себе задачу наделать дырок в листе, а другой – изобрести Хромотональный синтезатор обратного действия и прогнозирует появления нового вида искусства, а третий вообще не способен поставить себе задачу самостоятельно.

В завершении беседы на данную тему хочется добавить следующее: современные исследователи часто называют творческими способностями то, что на самом деле является развитым вариантом дивергентного мышления или креативности, а это, как было сказано выше, не то же самое, что творчество.

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru