Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?

Если вы спросите, нужно ли делать то, что вы перечислили, то мой ответ – безусловно, да. Это необходимо для изучения истории науки, культуры и искусства, для эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Таким образом мы можем проследить эволюцию творений, продуктов творчества. Но изучать таким образом механизмы творческого процесса бессмысленно, как бессмысленно пытаться описать мышление человека, имея перед собой каменный топор, современный компьютер и биографию Билла Гейтса. На основе изучения творческих продуктов и различных данных о жизни, творениях людей прошлого мы можем лишь делать предположения о механизмах творчества, но по-настоящему их изучение требует «наличие» в процессе эксперимента самого творца, носителя творческого мышления. Есть много вещей, которые мы в принципе не можем изучить, и не стоит этого бояться. Почему кто-то решил, что он сможет изучить творчество на основе творений людей прошлого, если мы не можем в принципе изучить творчество в настоящем? Да, изучить творчество как таковое – невозможно, поскольку оно вне системы и дает бесчисленные, непросчитываемые вариации творений, так же как невозможно изучить Вселенную, поскольку она бесконечна. Но это не значит, что его не нужно изучать. Так же как астрофизики продолжают изучать Вселенную, мы продолжаем исследовать творчество, чтобы выявить пусть частные, полезные и интересные феномены, механизмы, правила, парадоксы, законы и наконец теории творчества. Пытаться исследовать творчество можно только в ходе живого процесса. Выявив носителей творческого мышления с помощью предложенного нами теста (заметьте, это уже само по себе необычайно сложно, так как творческие результаты показывают гораздо менее 1% людей), мы может экспериментировать, предлагая им различного рода данные и задачи («вход»), и фиксируя, что они дадут «на выходе», сравнивая продукт с продуктами, полученными в аналогичных условиях от «конвергентных» и «дивергентных» испытуемых. Кроме того, важно выяснить факты, сопутствующие творческой деятельности, для чего нужно исследовать структуру личности, мировоззрение, уровень притязаний, социальные и семейные данные, и т.д.

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru