Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4. Реформа и выборы в органы МСУ. Краткое описание ситуации

Реформа МСУ

Суть реформы местного самоуправления заключается в появлении у местных органов власти самостоятельных и независимых от других уровней власти полномочий, источников финансов и ответственности. За период нашего мониторинга ситуации все сильнее появляется тенденция снижения революционности преобразований, изначально запланированных реформой. Прежде всего это дискуссия о затягивании вступления новых органов МСУ в полномочия, перешедшая в июле 2005 года в федеральный законодательный процесс, и действия властей регионального и местного уровня, в интересах которых сохранение статус-кво (у региональных властей - сохранение максимальной власти над всем хозяйством региона, у местной - пребывания на постах).

Дополнительным фактором, снижающим инновационность реформы, становятся действия региональных властей, направленных на увеличение роли губернатора при выборах глав исполнительной власти МО (как в Ленинградской области, где 50% членов комиссий, избирающих глав исполнительной власти, назначается губернатором) или направленные на его неподконтрольность представительной власти (как в Тверской области, где в типовом уставе МО прописано, что глав исполнительной власти избирает население на прямых выборах).

На наш взгляд, главная проблема, стоящая перед реформой МСУ, - психологическая неготовность муниципальных властей к увеличению объема собственных полномочий и ответственности, проявляющаяся, например, в «комплексе бюджетодефицитности». Также действия сегодняшней местной власти ограничивает отсутствие четко прописанных механизмов межбюджетных отношений, неосведомленность об объемах средств, поступающих от налогов (налоговые органы не предоставляют действующим МО никаких данных), отсутствие правоприменительных механизмов по взыскиванию налогов и неясность механизма передачи системы ЖКХ к новым органам МСУ.

Тем не менее, реформа МСУ привела к высокой инвестиционной привлекательности вложений в местные выборы, так как дает возможность передела собственности, сравнимого по масштабу с приватизацией начала 1990-х годов.

Администрации действующих МО в большинстве своем пессимистично воспринимают реформу МСУ и прогнозируют негативные последствия, что очевидно скажется на успешности ее проведения. Население же слабо информировано о грядущей реформе местного самоуправления, одной из причин чего является политика СМИ, которые пока не разобрались в ее сути (например, порой путают законодательную и исполнительную ветви местного самоуправления).

 

Ситуация по выборам в органы МСУ

Ø                  Многие эксперты рассматривают выборы в органы МСУ как первый этап перед выборами в Законодательное собрание Ленинградской области, так как новая система МСУ дает возможность и ресурсы для работы в непосредственном контакте с избирателями.

Ø                  Основной момент, определяющий сложность ситуации с выборами в органы МСУ, - высокая вероятность переноса срока ввода реформы на 2009 год.

Ø                  Явка на выборы 9 октября ожидается высокая: порядка 60%, по особенно экономически привлекательным МО может быть и больше.

Ø                  На данный момент преобладает непонимание того, что выборы для бизнесменов - не только способ получить общественное признание и гарантировать неприкосновенность своей территории (и конкретных активов, особенно недвижимости), но и способ непосредственно заработать после выборов (тактическая выгода) и за относительно небольшие вложения получить контроль над очень крупными объектами недвижимости (стратегическая выгода).

Ø     Специфика организации штаба этой предвыборной кампании заключается в сильно возросшей роли кандидатов и их доверенных лиц.

Ø     Специфика МО первого уровня сельского типа провоцирует на появление такой технологии как «Регистрация», которая заключается в том, чтобы прописать во время избирательной компании в большинстве избирательных округов МО сельского типа по достаточному для победы количеству человек, которые проголосовали, как надо.

Ø                 В этой избирательной кампании будут преобладать три технологических направления: встречи кандидатов с избирателями, административное давление и подкуп.

Ø                  Многократно выросла себестоимость местных избирательных кампаний. Если раньше смета «грубо» рассчитывалась исходя из суммы в несколько центов на 1 избирателя, то теперь речь идет о цифрах в десятки раз выше.

Ø                  Ни одна партия или крупная финансовая структура на данный момент не ведет предвыборную деятельность во всех МО Ленинградской области.

Ø                  В Ленинградской области складывается ситуация, при которой участие в избирательной кампании примут не крупные экономические структуры, и даже не региональные, а муниципальные предприниматели, которые смогут выставить кандидатов на выборы в октябре. Поэтому в большинстве округов, депутатский корпус, будет сформирован из муниципальных предпринимателей и их ставленников.

Ø                  На данный момент невероятно сложно выявить основных действующих лиц, возможных кандидатов в МО первого уровня, предстоящей избирательной кампании, так как и администрация, и оппозиция держат списки кандидатов в строжайшем секрете.

Ø                  Наиболее выгодным для проведения кампании представляется считать точкой отсчета депутатов первого уровня и главу первого уровня, так как главная цель - это земля, а ею будут распоряжаться именно они. Самым простым способом было задолго до выборов найти наиболее уважаемых людей или наиболее известных: учителей, директоров школ, врачей, в особенности участковых, и т. п. и обучить их ведению избирательной кампании, а потом курировать их деятельность в избирательной кампании.

Ø                  Крупные экономические структуры очень сильно снизят меру своего участия, так как глав МО прямым голосованием избирать не будут, но, вероятно, можно будет попробовать договориться с теми, кого назначат. Во многом, это определяется договоренностями крупной экономической структуры с администрацией области.

 

Прогноз развития ситуации после выборной кампании

Эпиграфом к данному параграфу могли бы стать слова «Хотели как лучше...».

Каким образом пройдет сама реформа, сейчас сказать невозможно. Не раздуется ли при этом аппарат органов местного самоуправления до неимоверных размеров? Какова его мера ответственности? Где взять квалифицированных финансистов, юристов для работы в сельских округах? Одно можно сказать точно: реформа должна будет встряхнуть общественно-политическую ситуацию в стране и, возможно, приведет к гораздо большему общественному кризису, чем предыдущие реформы, так как они не были настолько системообразующими.

Есть мнение, что эта реформа вызовет сильные народные волнения, самые смелые высказывания - что она создаст предпосылку для революционного переворота.

Важная интрига реформы заключается в том, что кто сколько власти захочет взять в МО, тот столько и возьмет. Объем полномочий местных органов власти во многом будет определяться ими самими. Депутаты МСУ сами составляют устав и прописывают в нем границы своих полномочий, а администрация региона с каждым конкретным МО будет договариваться в индивидуальном порядке.

Для депутатов первого созыва важно не совершить ошибок после победы - принять разумный устав, налоговые ставки и стратегию развития МО, а после определения источников и размеров доходов бюджетов МО определить направления расходов, которые могут сделать позиции избранного состава депутатов незыблемыми.

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru