Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 3.4. Стоимость избирательной кампании

В газете «Спектр - Гатчина» (г. Гатчина) N9(471) от 02.03.05 в статье «Сколько стоит стать депутатом МСУ?» говорится о том, что по оценке петербургских политтехнологов расходы кандидатов на проведение выборной кампании «под ключ» будут составлять $50 тыс.: «Расценки для кандидата увеличились в несколько раз потому, что после отмены губернаторских выборов войти во власть можно только как глава МО или депутат Законодательного собрания. К тому же повысился сам статус МО», - заявил один из политтехнологов, попросивший не указывать его имя».

Это не совсем верная точка зрения. Например, в МО Винницкое Подпорожского района расходы кандидатов на проведение выборной кампании «под ключ» составят несколько сотен долларов, а для МО Гатчина названная цена вполне реальна.

Единственная поправка: указанные суммы более адекватны не для первого созыва, а для второго, так как на данный момент совершенно не ясно, когда получат всю полноту власти органы МСУ первого созыва. В связи с этим совершенно непонятно, зачем тратить 50 000 долларов под непонятные полномочия и с отсутствием отлаженного бюджета. Соответственно, следует ожидать, что рыночными цены на выборы станут, скорей всего, только ко второму созыву.

А с мнением, озвученным в той же статье, что «кресла глав всех муниципалитетов в области стоят около 10 млн. долларов» можно согласиться. В области будет 204 МО I уровня и 18 МО - второго. Если вышеназванную сумму разделить между МО I уровня, то на каждое МО придется около $49 000. Учитывая, что во многих МО удаленных районах выборы по большинству округов можно выиграть и за $2-3 тыс., то на наиболее инвестиционно-привлекательные МО придутся суммы порядка нескольких сотен тысяч долларов, что соответствует действительности.

Те сметы, которые нам доводилось видеть, также свидетельствуют о сильном разбросе стоимости кампании в зависимости от МО. Например, выборы большинства депутатов МСУ в МО Радогощинское в Бокситогорском районе могут стоить несколько сотен долларов, МО Дружногорское Гатчинского района оценивалось в $6 000, МО Рощинское в Выборгском районе - $70 000, МО Всеволожского района, граничащие с Петербургом, - до $300 000, МО Сертолово - $250 000.

Два года назад мы провели расчеты, которые показали, что стоимость возможного избрания должна составлять примерно 2,5% от вероятного ресурса, который получает политик. Если в 2002 году для Законодательного собрания Санкт-Петербурга стоимость кампании колебалась в пределах от $200 000 до 500 000, то мы предположили, что затем, на довыборах, она вырастет до миллиона долларов, и оказались правы.

Так как в деятельности органов МСУ не предвидится аналогов «резервных фондов», то на этих выборах речь идет о большинстве депутатов в каждом МО. Например, для того, чтобы получить возможность распоряжаться ресурсом, то есть бюджетом МО Выборгский район, необходимо будет получить большинство из 175 депутатов МСУ I уровня, то есть около 100 мандатов.

Итак, стоимость кампании рассчитывается исходя из размера бюджета. Будем исходить из размера бюджета в 1 млрд. 250 млн. рублей, того, что депутаты избираются на 3 года, обоснованного выше коэффициента 2,5% и необходимости большинства депутатов в каждом МО I уровня.

1 250 млн. руб. * 3 года * 2,5% / 100 депутатов / 29 руб. = 32 000 у.е.

Понятно, что у названной цены есть прямая связь с возможным бюджетом конкретного МО. Например, мандат в МО I уровня г. Выборг будет стоить на порядок дороже, чем мандат депутата первого уровня в Первомайском.

Устоявшегося рынка по выборам в МСУ нет, отсюда такой разброс цен. Ко второму созыву цены на кампанию вырастут до указанных величин. По инвестиционно-привлекательным округам расходы кандидата (в первый созыв МСУ) на проведение выборной кампании «под ключ» составят около $25 000.

Основные параметры, определяющие стоимость кампании:

-    численность избирателей;

-    наличие крупных промышленных объектов - например, порт в Усть-Луге;

-    стоимость земли - например, земля в МО Юкки;

-    текущий бюджет - см. расчеты по МО Выборгский район;

-    прогнозируемая инвестиционная привлекательность - например, очевидно, что стоимость земли в районе порта будет интенсивно расти, что в некоторых МО существенную роль будут играть налоги с участков, и т.п.;

-    ожесточенность конкуренции - например, в некоторых МО, потенциально очень высоко бюджетообеспеченных, пока никто не планирует выдвигаться, кроме действующих глав волостей и нескольких бюджетников, а, например, в Бокситогорске выдвигаются представители завода, несколько групп бизнесменов, «Единая Россия» и действующая администрация района.

 

 

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru