Партстроительство в России. Кризис кадров

 

Как только начинается разговор о кадрах, вспоминаются любимые слова «отца народов»: кадры решают все. Кризис кадров в партстроительстве проявляется в двух направлениях. Первый тип - это кризис непосредственно кадров для партии; второй - кризис кадров-активистов.

 

Кризис кадров-партийцев , непосредственно кадров для партии, развивается в трех направлениях:

Кризис кадров местных политиков.

Блок местных депутатов, который выставляется на выборах в органы МСУ первого и второго уровня, обречен потому, что большинство жителей считают, что работа местных депутатов не может в значительной степени улучшить положение дел. Соответственно, без значимых ресурсов стать электоральной силой они не смогут, а тратить ресурс на раскрутку местных депутатов, как показывает опыт, можно, только если не бояться, что 90% бюджета уйдет в песок (таких примеров много). Кандидаты в местные депутаты сразу видят себя на федеральном уровне, и начать встречаться с избирателями им невероятно трудно, а зачастую просто невозможно. Зато те местные политики, которые регулярно встречаются с избирателями, непобедимы в своих муниципальных образованиях. Во многом подорожание избирательных кампаний на местных выборах, помимо «шансов на полномочия» и большого количества безработных политтехнологов, обусловлено тем, что депутаты не хотят лично работать с избирателями. Из-за того, что ни федеральные, ни региональные политики не проводят планомерную работу и обучение местных политиков, абсолютно «провисает» связь с населением. В идеале каждую серьезную партию на первом уровне МСУ должен представлять местный известный и уважаемый человек, хотя исследования часто показывают, что на данный момент такой фигуры нет, а в те, что есть, придется вкладывать ресурсы с малогарантированным результатом.

Кризис кадров для регионального отделения .

Региональные отделения партий в России бывают трех условных типов: где все решает один человек, где идет противоборство двух лидеров и где полный хаос. В региональных отделениях ситуация чаще всего спокойная, за исключением того, что у них просто нет денег. Если в региональном отделении нет внутренней войны за власть, то оно воюет с соседними региональными отделениями, то есть старается интриговать на федеральном уровне. Чаще всего приток молодых кадров происходит из среды молодых амбициозных бизнесменов, которые в период первоначального накопления капитала были циничны в выборе средств для достижения своих целей. Им зачастую все равно, с какой партией работать, поэтому они сначала идут к лидерам, но если у тех уже набраны команды молодых политиков, то молодые бизнесмены рассредоточиваются по остальным партиям. В региональных партиях они занимаются созданием культа личности, интригуют и ничего не делают для партии. И в случае если не теряют интерес к политике, неудержимо рвутся на федеральный уровень (некоторые даже берут эту планку). Другой источник кадров в региональных отделениях: друзья родственников, сослуживцев и знакомых региональных лидеров, которые надеются, что региональный лидер когда-нибудь уйдет на повышение и заберет их с собой (поэтому они ничего не делают для партии, но дают «родственнику» ценные советы). Сильные региональные политики чаще думают, к какой партии примкнуть для получения выгод, чем о том, что сделать для партии, в которой он вырос как политик. Однако те редкие политики, которые работают со своими избирателями в течение всего срока, несокрушимы на своих округах и с завидным постоянством набирают на выборах больше 50% голосов.

Кризис кадров для федерального центра.

Системы вертикальных лифтов регионы

Þ центр в партиях практически не существует. Реальная роль региональных лидеров в большинстве партий крайне незначительна. Пресловутая федеральная тусовка в рамках Садового кольца пополняется преимущественно родственниками и бизнес-партнерами партийных боссов, а не перспективными региональными лидерами. Единственный свежий пример рекрутинга регионального политика - Никита Белых, который возглавил СПС. Понятно, что рекрутинг региональных лидеров на федеральный уровень в частности не происходит потому, что по факту большинство региональных лидеров - наемные работники центрального аппарата партий. Почему сложилась такая система, достаточно очевидно - по причине специфики финансирования региональных отделений партий (подробнее данный вопрос рассмотрен в разделе, посвященном ресурсам).

 

Кризис кадров-активистов проявляется также на трех уровнях, но объяснение преимущественно одно, и достаточно циничное: профессионалы не работают за идею, профессионалы работают за деньги, и все равно, кто это - агитатор или политтехнолог. Партии в современной России не в состоянии содержать штатных профессиональных активистов, поэтому многое из того, что они делают, малопрофессионально, так как профессионалов нанимают только в кризисные периоды, не понимая того, что партии в России все время в кризисе.

На уровне МСУ . На уровне агитаторов кризис проявляется в том, что на самом деле профессиональных агитаторов не много, и это очень ценный ресурс. Партии их растят, а они, когда достигают определенной известности, идут туда, где больше платят, а чаще к тому, кто станет платить раньше. Это особенность характеризует всех, кто работает на территории, начиная от агитатора и заканчивая начальником полевого штаба, и в особенности тех, кто работает хорошо. Перед следующей избирательной кампанией к ним обратятся и обязательно наймут, и, весьма вероятно, наймут именно те, против кого они работали на предыдущей кампании. Как только партия, натренировав профессионалов во время сезона, перестает их финансировать, их забирают другие. Так профессионалы начинают кочевать, а избирательные кампании напоминают спортивные состязания, где встречаются одни и те же профессионалы, воюющие то за одну сторону, то за другую.

На уровне региона . Практически все политтехнологи стартовали с региональных центров, но они все уходили в свободное плавание, так как их содержание было слишком дорого для региональных отделений партий. Затем они начинали кочевать по регионам или уходили на федеральный уровень. Те же, кто оставется в регионе, довольно быстро теряют профессиональный уровень, так как не имеют возможности соревноваться с коллегами и экспериментировать с технологиями. А главное - они лишены профессионального роста. Другое дело, когда политтехнолог в каком-нибудь регионе встречается с коллегой, который был его противником, и они могут обсудить свои действия и понять, как действия и наработки друг друга влияли на ход кампании.

На уровне федерального центра . Стратеги, политтехнологи, журналисты и политологи федерального уровня - это специалисты тщеславные, дорогие и циничные, которые, если не распоряжаются финансовыми потоками, то консультируют всех.

Люди без денег не работают, а за идею их работа стоит дороже. Дороже работа за идею стоит потому, что работающие за нее не могут продаться и предать. Эпоха депутатов и кандидатов, которые раньше работали за идею, умерла окончательно. Политтехнологи стали закладывать в бюджет зарплату кандидатов в депутаты: то, что еще несколько лет назад казалось кощунством, сегодня суть реальные политические будни. Теперь все политики - профессионалы.

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru