Бессознательные и подсознательные идеи

   Бессознательные идеи отличаются от подсознательных своей оригинальностью (или первопричинностью). Бессознательное подчиняется законам первичного процесса, а в подсознании правит вторичный процесс. Подсознательные идеи пришли из сознательных. Этот так называемый вторичный процесс устанавливает, например, концепцию времени, формирует логические связи, заполняет провалы в цепочке мыслей и указывает на фактор причинности.

Вторичный процесс (работа подсознательных идей) функционирует и в состоянии бодрствования, и в сновидении. Чем активнее он функционирует, тем более логическим является (или хотя бы кажется таким) мышление.

Считается, что вторичный процесс обычно действует и в сновидениях, потому что каждое сновидение подвержено вторичному усложнению: в них часто содержатся слова, мысли и идеи, которые почти без изменений перенеслись из состояния бодрствования. Сон, смысл которого уже был скрыт благодаря работе сновидения, с помощью этих дополнительных элементов становится вразумительным для сновидца и маскируется еще лучше.

Подобную цель преследует вторичный процесс и при психических расстройствах, что особенно ясно видно на примере психозов. Г. Нюнберг приводит пример, когда у шизофреника была галлюцинация, что мир непрерывно изменяется. Люди в этой галлюцинации трансформировались в животных, затем в более примитивных животных. И так до тех пор, пока они не превращались в неживые предметы, а затем, после последовательной обратной трансформации, они снова превращались в людей. Это продолжалось бесконечно. Шизофреник позаимствовал эту идею из своих знаний об индуистской религии, в которой перерождаются души, и из теории эволюции Дарвина. Эти идеи органично вплелись в доминирующую бессознательную фантазию, что он может бесконечно воссоздавать и регенерировать весь мир из себя. Эта фантазия казалась сознательному мышлению бессмысленной и была рационализована с помощью использования приобретенного знания.

При неврозах взаимовлияние бессознательных и подсознательных идей тоже заметно, хотя и не в столь абсурдной форме. Невротик в большинстве случаев знает причину и объяснение своей болезни. Это объяснение основано на знании, приобретенном в повседневной жизни. Обсессивная компульсия, принуждающая невротика постоянно мыть руки, может быть рационализирована, как избегание опасной инфекции. Источник информации об инфекции - подсознательное знание. Но в бессознательном компульсивное мытье рук означает защиту от определенных запретных импульсов и, одновременно, их удовлетворение.

Таким образом, подсознательные идеи органически вживается в бессознательные. Поэтому в практике работы психоаналитика следует отличать вторичный процесс от того, что присуще самой болезни. Бессознательные стремления и идеи входят в сознание через подсознание.

При истерии болезненные влечения обычно являются бессознательными. При компульсивном неврозе и при многих видах шизофрении они близки к сознанию. Однако даже при этих двух формах болезни нельзя говорить об истинном сознании.

Рационализация компульсивного невротика проистекает из подсознательного материала. Если компульсивный невротик рационализирует обсессивное мытье рук тем, что он чувствует себя грязным, это может значить, что его анальные тенденции, хотя и близкие к сознанию, не могут быть восприняты, кроме как в замаскированном виде и в качестве защиты. Шизофреники часто весьма открыто проявляют свои извращения, но рационализируют их словами, оторванными от их истинного значения.

Чтобы идея стала сознательной, ей недостаточно просто подняться из одной системы в следующую. Система сознания должна быть настроена на восприятие подсознательного материала. Бессознательные идеи могут стать сознательными не с помощью подсознательных вербальных идей, а с помощью тактильных впечатлений, определенных моторных иннерваций и так далее, как в случае с глухонемым человеком.

Литература

Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. СПб., 1999.

 


См. также

Бессознательное Психоанализ

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru