Балабанова Л.М. Судебная патопсихология >> 7. 4. Мотивы психопатической самоактуализации К ним относят мотивы противоправных действий, в которых побудительную силу приобретает та или иная че...

7. 4. Мотивы психопатической самоактуализации К ним относят мотивы противоправных действий, в которых побудительную силу приобретает та или иная черт личности, стремление к реализации которой становится мотивом поведения. Механизмы формирования таких мотивов, связанных с регулятивной функцией структуры <Я>, стремлением к сохранению и развитию собственной ценности, хорошо изучены. В качестве основного побудительного фактора здесь можно выделить стремление к ликвидации личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным <Я> и самооценкой. По данным литературы, мотивы психопатической самоактуализации наблюдались у 91% паранойяльных психопатических личностей, истерических - у 54%, возбудимых - у 47%, тормозимых - у 40% и неустойчивых - у 35%.

При возбудимой психопатии наиболее частым мотивом поведения во всех разнообразных ситуациях совершения различных противоправных действий являлось стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам повода для разрядки аффективного напряжения. 88% противоправных действий, совершенных психопатическими лицами возбудимого круга по мотивам психопатической самоактуализации, были направлены против личности и общественного порядка (убийства, нанесение телесных повреждений, хулиганские действия).

Одним из основных мотивационных факторов, способствующих совершению противоправных действий при возбудимой психопатии, является тенденция к немедленной реализации актуальной потребности. Для иллюстрации сказанного приведем пример (цит. по Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан): Ф. , 27 лет, в зимнее время, находясь в состоянии алкогольного опьянения, встретил на улице ранее не знакомую ему П. , которая тоже была в нетрезвом виде. Предложил ей совершить половой акт, и для этой цели они залезли в угольную будку, где П. разделась, а затем, сказав, что ей холодно, отказала ему. Поскольку Ф. был настроен совершить половой акт, отказ разозлил его. Перешли в деревянный киоск, где все повторилось. Ф. нанес потерпевшей более 70 ударов, от которых она скончалась, кусал, разорвал одежду, глумился над трупом.

В приведенном примере представлены несколько мотивов. Один из них выступал на первый план, затем наблюдалась такая последовательность: психопатическая самоактуализация, в частности ситуационно - импульсивный мотив (наличие близкого объекта, способного удовлетворить актуальную потребность), а затем - аффектогенный мотив, развившийся в ответ на возникшее препятствие к удовлетворению потребности.

У психопатических личностей истерического круга мотивами преступления, как правило, выступают такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что психопатические личности истерического круга ставят себе задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным <Я>, но превышающие их возможности. Важнейшим мотивационным механизмом, определяющим у истерических психопатов совершение преступления, является стремление к манипулированию, контролю над окружающими. В его основе лежит эгоцентрическая установка личности, в соответствии с которой все внешние объекты, включая людей, рассматриваются как орудия, которые должны служить потребностям <Я>. Чаще всего такие лица совершают мошенничество, кражи и спекуляции.

У психопатических лиц тормозимого круга мотивационными чертами личности являются повышенная чувствительность и ранимость, замкнутость, пассивность, повышенная истощаемость, стремление к ограничению контактов.

Психопатическая самоактуализация у тормозимых психопатов выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стресса, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. Эти лица при столкновении с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми, у них развивается тенденция к самообвиняющим реакциям.

Обычные для тормозимых психопатов преступления, совершаемые по мотивам самоактуализации, - это бродяжничество, нарушение паспортного режима, дезертирство.

Основным мотивом поведения неустойчивых психопатических личностей является жажда новых впечатлений и развлечений, уход от стресса однообразных монотонных ситуаций. Они без колебания меняют решения и установки, места работы и профессии, не доводят до конца ни одного дела.

Как правило, среди противоправных действий неустойчивых психопатов, совершаемых ими по этим мотивам, преобладают бродяжничество, дезертирство, хищения, сексуальные преступления. При рассмотрении мотивов психопатической самоактуализации особое внимание привлекает категория самооценки, которая прямо связана с поведением. Изучение структурных элементов самооценки психопатических личностей было проведено Б. В. Зейгарник с помощью модифицированной методики Дембо - Рубинштейн (1971), используемой для изучения самооценки по ряду параметров (здоровье, ум, характер, счастье). Для уточнения самооценки в процедуру исследования могут быть включены такие шкалы, как сила воли, честность, доброта, способность к прогнозированию. В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить чертой на этой линии свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки больного по шкалам здоровья, умственного развития, характера. Испытуемые оценивают не только свое место на шкалах, но и то, которое они хотели бы занимать (идеальное <<Я>) и могут занять (потенциально возможное положение).

Результаты исследования показали, что у здоровых лиц все значения актуальной самооценки располагаются чуть выше средней отметки на шкалах. Наиболее высокое положение наблюдалось по шкалам <честность> и <доброта>. Для здоровых лиц также характерен и разрыв между актуальной самооценкой и идеальным <Я>.

У истеро - возбудимых психопатов актуальная самооценка выше, чем у психически здоровых. Расхождения между идеальным <Я> и актуальной самооценкой незначительны (за исключением <способности к прогнозированию>). Они считают себя добрыми, честными, спокойными по характеру, слабовольными, принимающими все близко к сердцу, страдающими из - засвоей доброты. Однако если у здоровых лиц имеет место рассогласование между идеальным <Я> и областью реальных достижений (что имеет мотивационно - регулирующее значение), то у психопатических личностей эта дифференциация отсутствует. Вышеуказанные факты свидетельствуют об игнорировании истеро - возбудимыми лицами своих затруднений и конфликтов, а также о неумении учитывать ими реальный жизненный опыт, т. е. о нарушении критичности по отношению к собственной личности. Самооценка при таких обстоятельствах не является фактором коррекции и регуляции поведения. У тормозимых психопатов расхождение между идеальным <Я> и актуальной самооценкой столь велико, что заставляет их постоянно осознавать свою несостоятельность. Идеальное <Я> представляет для них источник чувства вины и собственной неполноценности. Разрыв так велик, что не побуждает, а блокирует развитие в желательном направлении. Таким образом, изучение элементов самооценки у психопатических личностей позволило установить, почему актуальная самооценка, будучи завышенной у истеро - возбудимых (что снимает необходимость самоконтроля за своими действиями) и заниженной у тормозимых (блокада потенциального развития), по сравнению с психически здоровыми людьми не является фактором самоконтроля, не выполняет функцию звена обратной связи в регуляции поведения.

Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Д., 1998.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru