Исследование мышления в детской психиатрии

   Исследование мышления в детской психиатрии часто применяется для дифференциальной диагностики умственной отсталости и пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Важным дифференциально-диагностическим критерием является обучаемость ребенка, которая оценивается с помощью выявления так называемой зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому).

Патопсихологические методики по выявлению зоны ближайшего развития обычно строятся по принципу "обучающего эксперимента". Соответственно в этих экспериментах ребенок должен обучиться чему-то, и то, как он это делает, является диагностически важным.

Сначала избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем исследующий помогает решить задачу, оказывая ему помощь в виде "уроков". Помощь экспериментатора при этом строго регламентирована, определяются стандартной инструкцией к методике.

Пример методики

   Материалом для методики служат два набора карточек (по 24 в каждом) с изображением геометрических фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Один набор используется в основном задании, второй - в контрольном. Карточки основного набора дублируются на отдельной таблице, которая используется для изучения ориентировочной деятельности. Экспериментатору потребуется секундомер и блокнот для записей.

Эксперимент по методике делится на три этапа:

- ориентировочный,

- основное задание,

- аналогичное задание (контрольное).

На ориентировочном этапе ребенку издали показывают карточки основного набора со словами:

- Эти карточки надо разложить на группы - подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту доску - тут они все нарисованы - подумай, как будешь делать.

Предъявляется таблица в течение 30 секунд. Фиксируются слова и действия испытуемого.

Этап основного задания состоит из трех задач. Первая задача начинается с инструкции:

- Разложи эти карточки: подходящие с подходящими, можешь сделать три или четыре группы.

После оглашения инструкции в течение тридцати секунд фиксируются действия и высказывания ребенка.

Ребенок может начать правильную группировку по цвету или по форме, если же он не смог выделить признак, исследующий начинает обучение с выделения цвета.

Первый урок: выбираются 2 карточки, различающиеся только одним признаком, например, большой желтый круг и большой красный круг, у ребенка спрашивают:

- Чем отличаются эти карточки?.. Они отличаются цветом: одна желтая, другая красная. (Если ребенок не называет различие, экспериментатор как бы отвечает сам себе).

После этого ребенку дается свобода действий, в течение тридцати секунд фиксируются действия и высказывания испытуемого. Если правильное раскладывание не начато, то дается второй урок.

Второй урок: выбирается карточка, сходная с одной из двух, лежащих на столе, по цвету, например большой желтый треугольник, и задается вопрос:

- Куда мы положим эту карточку - сюда или сюда?.. Мы положим ее сюда, потому что она тоже желтая. (Аналогично, если ребенок не дает верного ответа, исследующий сам отвечает на свой вопрос).

Ребенку дается свобода действий. Если через тридцать секунд правильная группировка фигур не начата, дается третий урок.

Третий урок: рядом с предыдущими выкладывается еще одна карточка - зеленого цвета - со словами:

- Сюда будем класть все желтые, сюда - все красные, сюда - все зеленые.

Пауза в тридцать секунд. Если группировка так и не начата, экспериментатор продолжает обучение.

Четвертым, пятым и последующими уроками обозначается укладка каждой последующей карточки, выполненная с соответствующими словесными пояснениями самим исследующим.

В протоколе отмечается номер урока и дальнейшие действия ребенка.

В конце фиксируется общее время, затем экспериментатор говорит:

- Ты разложил карточки на группы, скажи мне, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти карточки, а не другие?

Если ребенок не может ответить на этот вопрос, психолог сам формулирует принцип группировки:

- Мы разложили карточки по цвету: зеленые, красные и желтые.

В протокол заносятся слова ребенка.

Вторая задача начинается с того, что исследующий перемешивает карточки и передает их ребенку со словами:

- Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе - на четыре группы.

Если ребенок начинает группировать карточки по признаку, использовавшемуся в первой задаче, это фиксируется в протоколе как проявление инертности мышления.

Если правильная раскладка не начата в течение тридцати секунд, исследующий начинает обучение по прежней схеме, но ориентируя ребенка на признак формы.

Третья задача начинается с инструкции, предлагающей ребенку разложить карточки на две группы. Помощь оказывается по той же схеме, но с ориентацией на величину.

Так же фиксируется время выполнения второй и третьей задач и уточняется принцип раскладки в словесной форме так же, как и в первой задаче.

Количество карточек контрольного набора, применяемого для выполнения аналогичного задания, может быть сокращено до двенадцати (две формы, две величины, три цвета).

Инструкция на контрольном этапе такая:

- Ты уже научился раскладывать карточки. Это - другие карточки, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как будешь делать.

При этом экспериментатор не должен называть признаки или оговаривать количество групп.

Литература

Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

 


См. также

Патопсихология

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru