Диагностическая методика В. М. Когана

   Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников.

Описание методики

   Используется 25 карточек с различными по цвету и форме фигурами и доска с 25 клетками. Слева на этой доске по вертикали нанесены 5 цветных пятен. Сверху по горизонтали - 5 фигур, в соответствии с имеющимися на карточках. Таким образом, 25 карточке представляют собой 5x5 всевозможных комбинаций цвета и фигур.

Диагностика включает 4 этапа:

- пересчитывание карточек (Т1);

- пересчет с одновременной сортировкой по цвету (Т2);

- пересчет с сортировкой по форме (Т3);

- раскладка на доске с одновременным учетом цвета и формы карточек и пересчетом (Т4).

Фиксируется время пересчета каждых 5 карточек на всех этапах работы и общее время выполнения каждого этапа. Вычисляется так называемый дефицит времени: Д = Т4 - (Т2 +Т3).

У здоровых детей работа сопровождается интересом, ошибки носят эпизодический характер и представляют собой временную потерю счета, раскладку одноименных групп на втором и третьем этапах, раскладывание карточек без одновременного совмещения признаков на четвертом этапе.

Здоровые дети на всех этапах работы исправляют ошибки самостоятельно при указании на них.

Дети с церебрастеническими состояниями, начиная со второго этапа, сбиваются со счета. У них увеличивается время выполнения задания, появляются одноименные группы; на третьем этапе часто отмечается переход от сортировки по форме к предыдущему способу. На четвертом этапе дети нуждаются в дополнительной помощи: исследующий раскладывает карточки вместе с ребенком до тех пор, пока он не уложит самостоятельно 3 карточки правильно. После этого инструкцию можно считать усвоенной и начинать хронометрирование.

Четвертый этап у здоровых детей и детей с церебрастеническими состояниями проходит с постепенным улучшением качества работы, так как заполнение большого числа клеток на доске создает дополнительные ориентиры, помогающие быстрее найти место для каждой карточки.

Для выполнения четвертого этапа умственно отсталым детям необходима значительно большая помощь для усвоения инструкции. Они, как правило, неспособны к распределению внимания, раскладывают карточки либо по форме, либо по цвету. Некоторые из них после трех-четырех правильно разложенных карточек перестают придерживаться инструкции, начинают действовать наугад.

Литература

В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

 


См. также

Тесты для детей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru