Эклектическая психологическая консультация

Эклектическая психологическая консультация - Психологическая консультация универсального характера и структуры, не "заточенная" на работу с клиентами определенного типа или решение профильных для данного специалиста задач. Эклективными называют такого рода консультации в силу сборного их характера (инструменты, подходы заимствованы из отдельных психологических/психотерапевтических школ).

Ниже приведен пример структуры эклектичной психологической консультации (Е. Gilland, 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

Исследование проблем

   Консультант устанавливает контакт (рапорт) с клиентом и достигает обоюдного доверия. Требования:

- необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях,

- проявить максимальную искренность, заинтересованность,

- проявить эмпатию, заботу,

- не прибегать к оценкам и манипулированию,

- следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем,

- фиксировать чувства клиента, содержание высказываний, невербальное поведение.

Двумерное определение проблем

   Консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Требования:

- необходимо уточнять проблемы до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания,

- проблемы формулировать в конкретных и прозрачных понятиях,

- точно выделять ключевые проблемы,

- если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

Идентификация альтернатив

   Объясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Необходимо:

- максимально использовать открытые вопросы (а не закрытые, предполагающие ответ "да" или "нет"),

- всячески побуждать клиента к высказыванию, генерации всевозможных альтернатив,

- помогать выдвигать дополнительные альтернативы, которые клиент самостоятельно не может сформулировать, но не навязывая своих (консультанта) решений,

- фиксировать альтернативы, заботясь о том, чтобы ни одна из них не была забыта (для этого их можно записывать).

Таким образом, этот этап является своего рода "мозговым штурмом".

Планирование

   Происходит критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Необходимо:

- составлять реалистичный план решения проблем,

- всячески побуждать клиента к серьезному отношению к планированию, избегать игровитости,

- если какие-то проблемы не могут быть полностью разрешены, помочь клиенту смириться с тем, что эти проблемы относятся к роду неразрешимых,

- критиковать альтернативы с разных точек зрения (какая приведет к наилучшему результату, какая требует затраты слишком больших ресурсов, что было бы наиболее рационально и т.д.),

- решить, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.)

Деятельность

   Последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Необходимо:

- помочь клиенту усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью,

- укрепить дух клиента, помочь осознать, что деятельность не носит запредельно сложного характера, что задачи вполне решаемы,

- работать с сомнениями,

- если клиент потерял тонус, подбодрить его, освежить в воображении картину желаемого финала в развитии событий.

Оценка и обратная связь

   Клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. Необходимо:

- проследить, не возникли ли новые проблемы в процессе решения старых,

- критически отнестись к результату,

- вернуться к предыдущим стадиям, если в этом есть необходимость.

Литература

Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

 


См. также

Психологическая консультация Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru