Чувства психолога-консультанта и самораскрытие

   Психологическое консультирование требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс. Без эмоциональной вовлеченности психологическая консультация может быстро выродиться во что-то наподобие философской беседы. Тем не менее очень важно, чтобы эмоциональное участие было уместным и служило интересам клиента, а не самого консультанта.

Во время консультации психолог старается понять проблемы клиента. Для этого он проявляет эмпатию – сопереживает клиенту. Однако желанию полнее понять проблемы клиента не должна сопутствовать утрата объективности. Storr (1980) говорил: "Эмпатия без объективности столь же малоценна, как и объективность без эмпатии". Jung (1958) по этому поводу писал: "Если доктор хочет указать кому-то путь или сопровождать человека хотя бы на ничтожной части его пути, он обязан знать душу этого человека. Чувства невозможно сочетать с оценкой. Нет разницы, высказывается ли оценка или держится при себе. Бесперспективна и противоположная точка зрения: нельзя соглашаться с пациентом без всяких возражений - это тоже отдаляет, как и осуждение. Сочувствие проявляется только при беспристрастной объективности".

Психолог-консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям. В течение многих лет в психологическом консультировании и психотерапии преобладала точка зрения, согласно которой консультант должен стараться не поддаваться искушению раскрывать свою личность перед клиентом. Причин этой позиции было две.

Первая причина – когда клиент слишком много знает о консультанте, тогда он значительно меньше фантазирует о нем, и консультант теряет важный источник информации о клиенте. То есть личность консультанта выступает своего рода проективным стимулом. И это часто дает существенную информацию. Например, некоторые клиенты стремятся узнать, женат он (замужем она) или нет. Само по себе это уже говорит о клиенте – для него вопросы брака, отношения полов важны. Консультант может развить эту "проективную тему", и вместо ответа на этот вопрос он поинтересуется, какое имеет значение для клиента, женат или неженат консультант.

Вторая причина – откровенность подразумевает разделение своих проблем с клиентами, что антитерапевтично. Скрытность особенно актуальна в начале консультирования, когда клиент чувствует себя тревожно и не доверяет ни себе, ни консультанту. Откровенность консультанта может увеличить тревогу клиента и недоверие.

Когда консультант рассказывает о себе клиенту, чаще всего он просто добивается, чтобы клиент его лучше понял и принял. Такая консультация в большей степени напоминает дружескую беседу, и многим клиентам в такой обстановке легче раскрыться и измениться.

Представители экзистенциально-гуманистической ориентации трактуют откровенность консультанта как важный аспект современного консультирования и психотерапии, который помогает сложиться искренним отношениям между консультантом и клиентом. Спускаясь с высокого пьедестала анонимности, консультант придает смелости клиентам в раскрытии значимых событий и увеличивает взаимное доверие.

Откровенность клиентов часто зависит от обоюдности – от степени эмоционального участия специалиста в консультировании. Jourard (1971) по этому поводу писал: "Мы обнаруживаем положительную корреляцию, когда изучаем обоюдную откровенность в общении". Говоря другими словами, откровенность вызывает откровенность.

Следует учитывать, что самораскрытие консультанта может быть двояким. Прежде всего консультант может выражать свои непосредственные реакции по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь". Например: "Иногда, вот как сейчас, мне трудно выбрать, как реагировать на Ваши слова, чтобы это имело смысл для Вас; мне грустно и тревожно, что Вы постоянно спотыкаетесь и занимаетесь самоуничижением" и т.п.

Иной вариант откровенности консультанта – рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. К примеру, клиентка говорит следующее: "У меня трудности с отцом. Он стареет и очень одинок. Приходит и сидит весь день. Я чувствую, что должна занимать его, забрасываю все домашние дела, недостаточно внимания уделяю детям. Я хотела бы помочь отцу, но чем дальше, тем труднее мне это удается". Консультант на это может ответить: "Я думаю, что могу понять, какую озлобленность и одновременно вину Вы испытываете. Мама моей жены овдовела и тоже очень одинока. Она приходит не всегда в удобное время и сидит часами. Мне трудно выглядеть довольным, и я испытываю вину, что бываю таким эгоистом".

В теории психологической консультации различают позитивную и негативную откровенность консультанта (Gelso, Fretz, 1992). В первом случае клиенту выражается поддержка и одобрение. Например: "Я тоже чувствую, что наши отношения складываются прекрасно, и Вы заметно преуспели". Во втором случае имеет место конфронтация с клиентом. Например: "Вы говорите, что все хорошо, однако, если кто-нибудь подобным образом реагировал бы на мое появление, я крайне рассердился бы". В случае негативной откровенности консультант фактически ставит себя в пример клиенту. Это не каждому клиенту может понравиться, однако для многих это станет весьма убедительным.

В процессе самораскрытия консультант должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным. При этом желательно, чтобы рассказ о своем опыте опирался на нынешнюю жизненную ситуацию, а не на давно прошедшие события. Такой рассказ должен быть весьма короток, чтобы не уходить далеко от проблем клиента.

Среди клиентов попадаются разные люди. Могут быть и вполне разумные, сенситивные или подозрительные натуры. Не стоит с ними слишком злоупотреблять откровенностью. Потому что они очень скоро могут понять, почувствовать фальшь таких слов. Консультанту лучше всегда предельно четко осознавать, с какой именно целью он рассказывает о себе: желает ли он только помочь клиенту или же собирается просто удовлетворить свои желания.

В самораскрытии важен фактор времени – надо уловить соответствующий момент и не затягивать откровение, чтобы в центре внимания оставался клиент и переживания консультанта не выдвигались на первый план. Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, как правило, на поздних стадиях консультирования, когда консультант уже заработал достаточно "очков авторитета".

Литература

Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

 


См. также

Психологическая консультация

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru