Требования к личности психолога-консультанта

   Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта. Разные авторы отмечают разные личностные особенности, но все сходятся в том, что клиент не может не обращать внимания на личность консультанта, и все, что последний говорит, что делает, преломляется через образ, который он создал у клиента.

М. Балинт говорил о полном забвении того, что психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности. К. Роджерс подчеркивал, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Гомбс экспериментально сравнил успешных консультантов и неуспешных, выявил, что отличия кроются в чертах личности. З. Фрейд отмечал, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, но необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. А. Адбер говорил: "Техника лечения заложена в вас". А. Сторр высказал мысль, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях.

Фактически получается, что основная техника психологического консультирования - использовать себя, свою личность как инструмент. Осознание этого положения - важный этап на пути становления профессионала.

Весьма очевидно, что у человека нет специальных генов, отвечающих за то, быть ему успешным консультантом или не быть. В целом, конечно, личность консультанта, как и личность любого другого человека, формируется на базе природных, биологических особенностей, но значение этих факторов не очень велико, хотя все же имеет место быть.

Все-таки, никто не рождается консультантом. Что самое существенное - никто окончательно не становится консультантом. Требуемые качества развиваются в течение всей профессиональной жизни специалиста-консультанта.

Исследований в этой области достаточно много, однако модель идеального консультанта до сих пор не построена, разные авторы указывают разные личностные особенности. Вот примерный список этих свойств:

- открытость консультанта (его манипуляции, по крайней мере, не заметны для клиента),

- теплота (сочувствие, проявление живых эмоций),

- внимательность (он ничего не игнорирует, обращает внимание на важные моменты),

- хорошая интуиция в общении (клиент может - и в известном смысле даже должен - скрывать некоторые важнейшие обстоятельства, и часто про эти обстоятельства можно лишь догадаться по мельчайшим особенностям поведения, чуть изменившейся интонации или длинной паузе - например),

- живой интерес к людям (новый клиент для консультанта - как новая страна, в которой он еще не был; легче всего потерять интерес к людям, если увериться в собственном всезнании),

- искренность (любит Истину, стремится к ней, не врет),

- гибкость (легко адаптируется к клиенту, особенностям консультирования, резким сменам в настроении клиента),

- терпимость (недостатки клиента не осуждаются, хотя и не поощряются тоже, не осуждается и нестандартное поведение),

- логичность, объективность, разумность (владение своей речью, умение выстраивать цепочки рассуждений, рассудительность, способность на любую ситуацию посмотреть как бы сверху),

- эмоциональная стабильность (некоторые запутанные жизненные истории клиентов могут "выбить из колеи" неподготовленного слушателя),

- способность вызывать доверие (клиент приходит со своими секретами, он не станет ими делиться с человеком, который "излучает угрозу"),

- способность на уважение (малейшее пренебрежение может навсегда оттолкнуть клиента),

- отсутствие комплекса неполноценности (если консультант - даже не проговаривая вслух - начнет сравнивать себя и клиента, выясняя кто из них "круче", если он будет демонстрировать свое богатство перед бедным клиентом или наоборот завидовать его состоятельности, то такая консультация может вылиться совсем не в то русло).

Литература

Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

 


См. также

Психологическая консультация

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru