Филлис Тайсон. Роберт Тайсон. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ >> ИСТОРИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ АФФЕКТОВ Как указывает Томкинс (1981), длинная история изучения эмоций начинается с Аристотеля, вслед за которым ...

ИСТОРИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ АФФЕКТОВ Как указывает Томкинс (1981), длинная история изучения эмоций начинается с Аристотеля, вслед за которым в течение двух тысяч лет философы теоретизировали о природе первичных эмоций и <страстей>. Затем подключились биологи в лице Дарвина (1872), установившего, что человек и его ближайшие зоологические родственники используют одни и те же паттерны определенных движений лицевой мускулатуры для выражения основных эмоций. Следствием этого открытия было его классическое утверждение об эволюционном значении эмоциональной экспрессии. Последующие биологи, и прежде всего этологи, продолжили данную линию исследований. Обширная литература на тему эмоций появилась и в психологии. Теория эмоций Джеймса Лэнга. появившаяся на стыке веков, может считаться фундаментом для современных теорий, разработанных в русле академической психологии. Согласно этой теории, эмоциональные переживания являются результатом сознательного восприятия различных телесных изменений, которые, тем самым, составляют источник эмоций, а не результат и не сопутствующий фактор (Eysenck et al. ,1972, стр. 572).

Идеи Дарвина об эволюционном значении эмоциональной экспрессии стали основой для обширных исследований экспрессии аффекта. Большую популярность приобрели теории и исследования Томкинса (1962, 1963), возродившего 1езис Дарвина: Томкинс первым предложил надежный метод идентификации и классификации аффекта по лицевой экспрессии. Он установил девять категорий: интерес - возбуждение, удовольствие - радость, удивление - испуг, страх - ужас, боль - страдание, гнев - ярость, стыд - унижение, презрение и отвращение. Томкинс (1970, 1978) утверждал, что аффект - это первично лицевое и кожное поведение и что реакции лицевой мускулатуры, так же, как висцеральные и моторные, управляются генетическими биологическими программами, закрепленными в центральной нервной системе. Эта программы запускаются нейронными возбуждениями различных степеней. Томкинс вдохновил других, в особенности Кэролл Изард (1971, 1972) и Пола Экмана (1984, Ekman and Friesen, 1975) на эмпирические исследования универсальности лицевой экспрессии дискретных категорий эмоций. Перекрестные культурные исследования ч большими количествами испытуемых продемонстрировали что определенные выражения лица универсально связа ны с переживаниями счастья, удивления, страдания, стра ха, гнева, печали и отвращения. Есть данные о подоб ных выражениях в младенчестве (Demos, 1982). Психоаналитик, однако, заметит, что выражение индивидуумом определенной эмоции само по себе ничего не говорит о том, что значит для него эта эмоция. Часто упоминается о коммуникативном намерении экспрессивного поведения, при этом нередко игнорируется влияние чувств на восприятие и мысли: то есть то, что эмоция и связанная с ней идея, возникшая у наблюдателя, могут привести к ошибочному пониманию другого человека, как зачастую и случается. Современные неврологические исследования, о которых можно прочесть в обзоре Шварца (1987), показывают, что аффекты и аффективные действия имеют совершенно определенный неврологический базис Можно сказать, что с аффектами связаны анатомически конкретные нервные цепи; что доступные восприятию, ощутимые сопутствующие проявления аффектов связаны с нейрофизиологической активацией частей мозга, включая гипоталамус; лимбическую систему, средний мозг и варолиев мост; что сопутствующие паттерны лицевых, позиционных, звуковых, висцеральных реакций и действий представляют собой связанные с аффектом и интегрированные в подкорке компоненты единой моторной реакции. Пытаясь провести связь между неврологией и психоанализом. Шварц выдвигает идею, что эти паттерны приобретают для человека психологическое значение в результате различных процессов научения. Когнитивная сторона аффектов также много исследовалась.

Лазарус, Коллер и Фолкман, например, утверждают, что эмоция - это <продукт когнитивной активности>, вызывающий как импульсы действия, так и паттерны соматических реакции (1982, стр. 229). Но проблема большинства когнитивных исследований аффекта состоит в том, что они не рассматривают бессознательный аффект. Стремясь учесть в своей концепции наличие и важность бессознательного мышления, Розенблатт (1985) принимает системный подход и рассматривает аффект как субъективное переживание процессов обратной связи, действующих в многочисленных мотивационных системах. Лингвистически исследовалось взаимное влияние аффектов и языка.

Шапиро (1979) дает полезное описание процесса кодирования аффектов в речи и их раскодирования слушателем; <эмоциональная музыка> речи или ее отсутствие рассматривались в других работах (Deese, 1973; Sifheos, 1974; Edelson, 1975). Шафер предположил, что клиницист сосредотачивается на активном намерении за пассивными метафорами. Это привело его к убеждению, что аффектам, по существу, соответствуют наречия, например: говорить сердито (1976, стр. 169); что эмоции не могут переживаться (стр. 301); что эмоции у довербаль - ных детей являются результатом их действий и лицевой экспрессии (стр. 354 - 356). (Это напоминает взгляды Том - кинса, обсуждавшиеся выше. ) Психоаналитическая теория аффекта опирается на исследования эмоциональной экспрессии и ассоциированных с ней нейроэндокринных, периферических и центральных процессов нервной системы, а также на работы по изучению когнитивных, поведенческих и лингвистических параметров аффекта. Уже упоминавшийся Кнапп (1987) сделал обзор этих взаимно дополняющих друг друга подходов. Но ни один из них, ставших своего рода <строительными лесами> психоаналитической теории аффекта, не говорит нам об внутрипсихической стороне аффекта, которую нельзя определить движениями лицевых мышц и возбужденными нейронами. По нашему мнению, внутрипсихическое значение и переживание аффекта не является следствием нейронной или мышечной активности: это другое измерение и именно это психоаналитическое измерение главным образом интересует нас. Сначала, чтобы описать основной фон, мы рассмотрим вклад Фрейда в понимание аффектов. Хотя в его работах на эту тему речь идет преимущественно о тревоге, мы полагаем, что его позднейшие идеи (1926) могут относиться и к другим аффектам. Если учесть образование и интересы Фрейда, то не покажется удивительным, что в его работах нашли выражение философские, психологические и биологические подходы. После обсуждения идеи Фрейда мы рассмотрим отношения между аффектами и влечениями, аффектами и объектами, аффектами и Эго.

Филлис Тайсон. Роберт Тайсон. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ. Екатеринбург, 1998.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru