Природа учения

   В процессе эволюции, исторического развития, постоянной борьбы за выживание постоянно совершенствовались и совершенствуются формы труда. Основная отличительная особенность этого совершенствования - все большее разделение труда, непрерывное увеличение количества специальностей. Другая особенность вытекает из первой - возрастающая интеллектуальная сложность труда. Физическая сложность за тысячи лет не выросла, а скорее всего даже снизилась (хотя бы за счет увеличения доли так называемых "белых воротничков"). Интеллектуальная же, безусловно, выросла. На овладение профессиями и специальностями современный человек тратит годы. Характерно, что в организациях профессионального образования львиную часть времени отводят как правило именно на интеллектуальное развитие, а не физическое. Имеются занятия физической культуры, но по большей мере для общего физического развития, а не для накачивания конкретных групп мышц.

В средние века типичной была ситуация, когда к тому или иному мастеру отдавали в подмастерья еще маленьких мальчиков доподросткового периода. Помогая, подмастерья постепенно осваивали профессию непосредственно в труде. К зрелым годам из некоторых подмастерьев вырастали первоклассные мастера. Произведениями таких мастеров мы восторгаемся до сих пор. Полуграмотные мастера действительно могли создавать шедевры, будучи очень узкими специалистами в своем деле.

Настоящее время требует от людей быть еще более узкими специалистами, чем средневековые мастера. Но при этом в развитых цивилизованных странах сначала всем детям стараются дать общее, универсальное образование, а затем уже в довольно зрелом возрасте подрастающее поколение проходит специализацию. Есть ли в этом парадокс? Нет, если учитывать два обстоятельства. Первое - вряд ли является гуманным с очень раннего возраста привязывать ребенка к какой-либо профессии. Второе - не так много сегодня существует профессий, для которых важны именно идеально отточенные умения и навыки. В основном это все те же профессии, связанные с искусством. Большинство же современных профессий и специальностей имеют довольно высокий порог вхождения: должна быть базовая грамотность (читать, писать и считать), некоторые познания в физике, химии и других науках. В силу этого все менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в процессе самой деятельности. Зачастую это не только невозможно и бессмысленно, но еще и опасно.

Наша цивилизация поэтому в целях подготовки к дальнейшей собственно производственной трудовой деятельности придумала выделение в качестве особого вида учения учебного труда по освоению обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Человечество выделило для этого особый период в жизни подрастающего человека и создало для него такие специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью.

В жизни современного человека можно выделить три периода, с разными видами основной деятельности:

- период игры (дошкольный возраст),

- период учения (школьный возраст, студенчество),

- период труда (взрослый возраст).

Учение существенно отличается от игры и оно сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания - готовить уроки, соблюдать дисциплину. Учебная работа строится на обязанностях. Поэтому общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая.

Основная цель учения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Основное средство учения - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества. В освоении итогов прошлого общественного труда человек подготавливается к собственной трудовой деятельности.

Учение нельзя представлять как некий процесс удовлетворения любознательности подрастающего поколения. Для обучающегося инициатива в учении исходит от взрослых и опытных людей. Но и они не в полной мере являются источником образовательной инициативы. В обучении подрастающего поколения участвует вся образовательная система государства. Это проявляется не только в определении образовательных стандартов (целей и задач), но и способов обучения и воспитания. В этих способах заложена квинтэссенция лучшего опыта (по крайней мере, так должно быть в идеале).

Довольно распространено ошибочное представление о том, что практическая деятельность исправит все недостатки обучения, оснастит человека всеми необходимыми знаниями. Это далеко не так. Можно сто лет разговаривать на русском языке и так не научиться говорить правильно. Можно даже иметь большой писательский опыт, и это тоже не будет гарантией от ошибок. Можно иметь водительский стаж в сорок лет и даже не догадываться, что тормозной путь пропорционален квадрату скорости, а не прямо пропорционален. Можно долгое время проработать юристом и при этом даже не догадываться о содержании, скажем, Земельного кодекса. Учение как организованная деятельность включает в себя освоение ключевых знаний: что такое суффикс или кинетическая энергия, как решаются уравнения и т.д.

Существуют два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой способ приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности. Научение, доведение до завершающих результатов обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении.

Конечно, значение специально выделенной учебной деятельности велико - как для получения общего образования, так и профессионального. Однако учение это лишь жизненный этап между игрой и профессиональной деятельностью, и высот мастерства можно добиться лишь в непосредственном выполнении деятельности. Действия, выполненные в учебном и деловом плане, различаются коренным образом. В первом случае субъект сосредоточен главным образом на способах выполнения, на схемах и алгоритмах, он пробует разные способы достичь одной и той же цели. Часто учителя специально обращают внимание своих подопечных на то, что задачу можно решить разными способами, и эти способы изучаются. Во втором случае субъект сосредоточен на качестве и эффективности своей работы, то есть он преследует цель добиться наилучшего результата из возможных (или просто достичь необходимого уровня) и заботится о том, чтобы достичь этого результата при минимуме усилий, затраченных ресурсов. На первый план может выходить качество или эффективность труда, но оба этих компонента присутствуют всегда.

Если сравнивать учебную и трудовую деятельность, то можно отметить, что у каждой имеются свои определенные преимущества. Для трудовой деятельности обычно значительно выше уровень ответственности, и это довольно сильно мобилизует работника, подталкивает к серьезным скачкам в развитии. В трудовой (деловой) деятельности человек сосредоточен на объективной ситуации, он напрягает свой разум, проявляет инициативу, учится решать проблемы не по одиночке, а в системе и т.д. В учебной деятельности субъект опирается на квинтэссенцию человеческого опыта. Он в меньшей мере напрягает свой разум, однако тренирует свой ум в режиме решения интеллектуальных ("рафинированных") задач. Поэтому в любом возрасте не следует целиком отказываться от учебной деятельности как таковой.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Учение

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru