Выразительная речь

   Выразительность является важным качеством речи. Собственно вместе с логическим содержанием речи они являются взаимодополняющими её половинками.

На протяжении жизни человека выразительность речи в своем развитии и совершенствовании проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко (и слишком даже) изобилует:

- итерациями (усиливающимися повторениями),

- инверсиями - нарушением обычного порядка слов,

- восклицательными оборотами,

- прерывистыми конструкциями,

- гиперболами и т.д.

То есть у еще маленького ребенка может встретить все те стилистические формы, которые выражают эмоциональность речи у взрослого человека. Конечно, у маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются взрослым для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление. Через выразительные моменты у маленького ребенка совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка. Эта эмоциональность беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Таким образом, выразительные компоненты тесно связаны с врожденными, инстинктивными схемами в речи.

Однако на протяжении жизни врожденные схемы претерпевают сильную модификацию, адаптацию к реальной жизни. Так, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово. Инверсия это стилистический, оформительский прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка.

В дошкольном возрасте коммуникативный опыт ещё слишком мал. У дошкольника еще нет твердо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними.

Когда говорится об инверсии в речи ребенка, то имеется в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребенка. То есть то, что для внешнего наблюдателя выглядит инверсией, для внутреннего таковой совсем не является. В этом большая разница между детской и взрослой выразительной речью. Это же соображение применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи. Здесь, однако, следует сказать, что у некоторых детей все же чувствительность и способность к эмоциональной выразительности речи начинает проявляться очень рано.

В дальнейшем, по мере взросления, импульсивность детской эмоциональности уменьшается. Речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, традициям языка, становится более регламентированной. Непроизвольная выразительность ее, естественно, снижается. Получается, что на время речь как бы обедняется выразительными компонентами, потому что основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно еще не развитым у детей. У многих детей преддошкольного возраста речь может стать крайне маловыразительной. У эмоциональных же натур выразительность речи может стать индивидуальной особенностью в довольно раннем возрасте, как уже было отмечено.

Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи - указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.- Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

Развитие выразительных элементов речи может происходить всю жизнь. Совершенное владение своей речью, способное выразить любое эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого произвольное эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа.

Хотя художественная письменная речь лишена возможностей звукового оформления, она тем не менее тоже способна вместить в себя многие выразительные компоненты: и итерации, и инверсии и т.д. Для многих людей эталоном выразительности является именно художественная речь (тщательно продуманная, организованная, выстроенная речь). Поэтому во многом в наиболее обобщенной форме сознательная выразительность присуща именно художественной речи.

Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются следующие:

1) выбор слов (лексика);

2) сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст);

3) структура речи (в первую очередь порядок слов).

Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы - в их совокупности - позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особое значение приобретает не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.

Для "производства и потребления" художественной речи требуется, как правило, высокий культурный уровень. Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем ее текст, выраженный логическим построением слов), является продуктом усвоения культуры.

Опыт читателя позволяет ему вникать не только в очевидное, но и в скрытое. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Иногда скрытую иронии можно уловить лишь по особым оборотам речи, выдающим истинное отношение автора к происходящему. Как отмечает С. Л. Рубинштейн: "Тонкая ирония Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, языковое мастерство М. Е. Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками".

В. Е. Сыркина провела экспериментальную работу, в которой она использовала метод "режиссерских ремарок" и ряд других видов работы над текстом художественных произведений. Она показала наличие различных ступеней в развитии этого понимания:

1. Эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берется исключительно в его непосредственном прямом значении.

2. Школьник уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но еще не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними.

3. Школьник уже начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому приходит к более углубленному проникновению в основную мысль художественного произведения.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такое существенное свойство личности, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Диагностически важно уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает. В темпах речи более или менее отчетливо выступает темперамент человека. В интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке речи проявляется общая эмоциональность человека, его ценности и принципы, интересы и склонности.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Речь

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru