Восприятие формы

   Восприятие формы - одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:

- восприятие плоскостной формы,

- восприятие объемной формы.

Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

Восприятие как плоскостной формы, так и объемной подразумевает, что сознание человека получает не "фотографию текущего момента", а довольно постоянный, характерный для данного объекта образ (состоящий из формы, цвета, и других характерных особенностей). Воспринимая, например, лежащий на столе транспортир, мы видим постоянную форму этого транспортира, вне зависимости от расстояния до него или угла наклона. Эта особенность восприятия называется константностью формы.

Константность формы объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Однако это компенсируется действием перспективных сокращений.

Также большую роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. Идя по городским улицам, мы часто можем наблюдать крышки канализационных люков. В большинстве случаев мы их видим под углом, сбоку. Образ на сетчатке глаза имеет форму не круга, а эллипса. Однако прошлый опыт нам подсказывает, что все люки круглые, поэтому в сознание сразу поступает информация о наличии круглой формы люка, а не эллиптической.

В психологических экспериментах с восприятием иногда используют так называемый псевдоскоп. В это устройство испытуемый может смотреть как в бинокль. Однако в отличие от обычного бинокля образ, обычно предназначаемый для правого глаза, поступает в левый, а информация для левого поступает в правый. Поэтому при использовании псевдоскопа происходит обратная перспектива: ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние - в ближние. Соответственно все вогнутые предметы должны были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые - как вогнутые. И действительно, экспонаты, формы которых не закреплены опытом, так и воспринимаются. Но человеческое лицо, например, никогда не воспринимается в обратной перспективе, оно всегда воспринимается нормально.

Эксперименты с псевдоскопом показали, что наше восприятие активно ищет хоть какой-либо смысл в воспринимаемой информации. Опора на прошлый опыт выступает своего рода обязательным фильтром для всей поступающей новой информации.

При восприятии объемной формы, таким образом, существенную роль играют глубинные ощущения. Этот вид восприятия поэтому несколько сложнее, чем восприятие плоскостных форм. Здесь тоже играет значение, хотя и меньшее, восприятие границ формы. Во многом восприятие объемной фигуры складывается из восприятия отдельных плоскостей этой фигуры. В ряде случаев восприятие лицевой плоскости объемной фигуры является основой, базисом. Так, например, при восприятии трехмерного дома основу объемной фигуры может составлять видимый прямоугольник дома.

Роль глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняет ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше. Восприятие объектов, находящихся вдали, более плоскостно. И поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

В искусстве это обстоятельство известно довольно давно. Если на картине изображено много рельефных объектов, в том числе и человеческие тела, тем это изображение кажется меньше. Чем рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; если наоборот, то увеличение плоскостности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к зрителю.

В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). И наоборот - при отдалении от объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю. И наоборот - при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от зрителя. Получается, что при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении - глубина изображенного увеличивается.

Интересно, что при восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе. Их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении - более глубокими.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Восприятие

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru