Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании

Процесс запоминания напрямую зависит от тесноты связей в запоминаемом материале, идет ли речь об ассоциативных, смысловых или же структурных связях.

Виды связей в запоминаемом материале

Зависимость от ассоциативных связей

Первые классические экспериментальных исследования памяти проводили: Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, А. Пильцекер, Ф. Шуман. Эти исследования были целиком построены на учении об ассоциациях. Основной идеей этого учения было то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения.

Эббингауз и последователи пользовались рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (одной гласной, расположенной между двумя согласными, например туг - фал - дор - сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое - либо осмысленное слово. Такие подборки давали возможность получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.

Ассоциативные связи (связи по внешним атрибутам запоминаемого материала - сходству, контрасту, смежности во времени и пространстве) имеют безусловно значительную роль в запоминании, особенно в элементарных формах памяти, при механическом заучивании.

Поздние исследования в области памяти показали, что работа памяти в целом не сводится к одним лишь ассоциациям.

Зависимость от смысловых связей

Существенную роль в запоминании играют смысловые связи. Память человека и вообще животных носит осмысленный характер. Если сравнить результаты экспериментов по запоминанию случайных наборов бессмысленных слогов и случайных наборов осмысленных слов, случайных наборов осмысленных слов и связного текста, то становится видно, что работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые целые.

В ряде исследований разных учёных было показано, что количество объединённых во фразу слов, которые запоминают испытуемые, в несколько раз превосходит количество запоминаемых ими - при прочих равных условиях - бессвязных слов. Сам факт лучшего запоминания осмысленного материала сейчас ни у кого не вызывает сомнения. Это легко находит подтверждение и в повседневной жизни.

Запоминание с помощью смысловых связей нельзя объяснить, сводя смысловые связи к тем же ассоциациям. Хоты бы потому, что по определению ассоциация - связь на основе внешнего, формального сходства. При смысловом запоминании запоминаются не только (а иногда и не столько) собственно объекты запоминания, например заучиваемые тексты, но ещё и основные идеи, стоящие за этими текстами. Подавляющее большинство людей не может после одной читки воспроизвести потом содержание среднего по объёму абзаца текста, однако с лёгкостью перескажут все основные идеи, заложенные в тексте, если, конечно, текст не выше их уровня культурного развития.

При воспроизведении осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части второстепенное, несущественное. Несущественное, таким образом, отсеивается; существенные же по смыслу части как бы вычленяются из смежных с ними, но существенно по смыслу с ними не связанных частей, объединяясь в памяти с теми, с которыми их связывает смысловой контекст.

Таким образом, вместо механического воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место согласно законам ассоциации, фактически при запоминании и воспроизведении осмысленного текста происходит значительно более сложный процесс смыслового отбора, в результате которого преимущественно закрепляется наиболее интересное для данного субъекта, основной смысловой остов текста.

Смысловое запоминание сильно зависит от культурного уровня человека и условий проведения эксперимента. Если испытуемому предложить сначала запомнить довольно большой текст, а потом его пересказать по определённому плану, то, меняя эти планы, можно убедиться в том, что меняются и ответы испытуемых. Здесь существенным является то, что испытуемые должны заранее знать о структуре плана.

При смысловом запоминании человек почти сразу меняет сложные и непонятные слова и грамматические конструкции на схожие, но более лёгкие.

В ряде экспериментов было показано, что запоминание выражающей мысль речевой формы и запоминание самой мысли не совпадают. Однако при этом речевая форма играет весьма существенную роль (иногда положительную, иногда отрицательную) в запоминании смыслового содержания.

Основной принцип опосредованного запоминания заключается в том, что подлежащий заучиванию материал включается в более обширный контекст, с которым могут быть установлены осмысленные связи. Роль смысловых связей в запоминании одна лишь может объяснить упорядоченный характер воспроизведения, выражающийся в соответствии воспроизводимого материала той задаче, при разрешении которой происходит воспроизведение.

Как говорил С. Л. Рубинштейн: "Как ни существенна роль смысловых связей в процессе запоминания и воспроизведения, не подлежит, однако, сомнению, что превращение смысловых связей в единственную и универсальную основу памяти было бы тоже не обоснованно". Ряды цифр, статистические данные, различные константы, номера телефонов запоминаются обычно не по смысловым связям. Но, с другой стороны, отсутствие смысловых связей не означает еще, что запоминание основывается только на ассоциациях.

Зависимость от структурных связей

Под структурными связями понимается членение и объединение материала посредством его ритмизации, симметричного расположения и т. п.

Общеизвестно, что стихи запоминаются легче, чем нерифмованный материал. Это объясняется тем, что благодаря ритму и рифме словесному материалу придается структурная оформленность.

Тщательное экспериментальное исследование показало, что при запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов или букв известную роль играет установление между ними определенных пространственных отношений, их объединение в группы, фигуры и прочее. При слуховом восприятии материала существенную роль играет объединение материала посредством его ритмизации.

С этим уже связано и то обстоятельство, что при прочих равных условиях обычно особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части.

Литература

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Запоминание

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru