Психодиагностика в профконсультации

   В современной профориентационной работе профконсультанты обычно опираются на знаменитую формулу выбора профессии Е. А. Климова "Хочу - Могу - Надо". Выбор профессии будет оптимальным, если в нем сочетаются и желания субъекта выбора профессии, и его способности (возможности), и потребности общества в профессиях того или иного рода. Психодиагностика может помочь профконсультанту в работе с "Хочу" (выявление интересов и склонностей) и "Могу" (выявление способностей).

Исторически именно диагностика способностей длительное время оставалась центральным звеном в проведении профконсультационной работы как со старшеклассниками, так и со взрослыми людьми. Начиная с 1849 г., когда во Франции было опубликовано "Руководство по выбору профессии", постепенно стала формироваться и развиваться профориентация. Стали появляться первые диагностические методы, направленные на изучение способностей. Возникают частные службы по профориентации в Англии, США и Франции.

Открывались психологические лаборатории, разрабатывающие:

- концепции профориентации,

- требования, которые предъявляют профессии к человеку,

- конкретные диагностические приемы.

Тем не менее, в период зарождения профориентации не только способности были предметом изучения. Американец Ф. Парсонс разработал так называемую трехфакторную модель профориентации. Его главная идея состояла в выделении трех фаз профориентационной работы:

1) изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;

2) изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;

3) сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии.

Примерно до 1950-х годов выбор профессии рассматривался таким вот довольно схематическим образом: как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход даже получил название "диагностического". Его отнесли к разряду директивных форм профконсультации.

Основным недостатком такого подхода был уклон в "неизбежность": если алгоритм говорил, что человек должен работать по такой-то профессии, значит он должен по ней работать. Игнорировалось и то, что мир современных профессий очень динамичен, и то, что личность человека тоже постоянно меняется, и возможные ошибки в процессе диагностики. В конце концов, любой более-менее здоровый человек при большом желании может освоить большинство из современных профессий, невзирая на отсутствие талантов. Но влияние способностей было почти абсолютизировано.

Любое диагностическое испытание констатирует "срез развития" на данный момент. Оно не дает оснований строить долговременный прогноз, потому что на развитие человека оказывает влияние множество факторов, в том числе совершенно случайных.

Тот же Е. А. Климов ввел понятие "индивидуальный стиль деятельности". Он показал и доказал, что при весьма разных способностях и вообще личностных качествах эффективность труда может быть примерно одинаковой. Человек, как существо разумное, обладает возможностью подстраиваться под условия труда. Если флегматик, например, водит машину более спокойно и уверенно, нежели меланхолик, зато последний тщательнее готовится к предстоящему вождению.

Многие профконсультанты в процессе своей работы опираются, разумеется, на результаты психодиагностики и при этом большее внимание уделяют как раз не способностям, а интересам и склонностям учащихся. Хотя интересы и склонности вещь еще менее стабильная, нежели способности, тем не менее они могут подтолкнуть своего обладателя на большие свершения, нежели простое осознание наличия у себя тех или иных способностей.

Традиционно в профориентации используются тесты на интеллект. Они позволяют оценить общий уровень интеллектуального развития (IQ). Также можно посмотреть различия вербального и невербального интеллекта, преобладание гуманитарных, математических или технических способностей. Таков, например, тест Р. Амтхауэра (в разных своих вариациях). Другой известный тест - Школьный тест умственного развития (ШТУР), который помогает определить выраженность способностей к общественно-гуманитарной, физико-математической и естественнонаучной областям деятельности.

Важно понимать, что тесты на интеллект оценивают по большей мере интеллект академический - то есть ту способность, которая позволяет эффективно учиться. Успеваемость учащихся хорошо коррелирует с IQ, чего не скажешь про профессиональную деятельность, связанную с работой интеллекта. В некоторых работах задействованы лишь слишком частные интеллектуальные способности (например внимание), в других интеллект отступает на второй план, в третьих требуется работа скорее разума, нежели интеллекта. При работе со школьниками использование тестов на интеллект значительно более оправданно, чем при работе со взрослыми: школьникам предстоит еще много учиться, в том числе в вузах и техникумах.

Профконсультант не должен иметь батарею тестов на все случаи жизни. Следует идти от запросов клиента. В одних случаях клиент совсем затрудняется с выбором профессии, в других он ожидает профессиональной критики его выбора - стоит идти или не стоит идти обучаться по такой-то профессии. Если речь идет о конкретной профессии, то могут потребоваться узкоспециализированные методики, например на развитие сенсорных, моторных или тому подобных способностей.

Многие профконсультанты умеют диагностическую работу гармонично объединять с тренинговой. Проведя, например, диагностику перед тренингом и после него, можно увидеть пластичность диагностируемого качества у человека.

Литература

Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


См. также

Профориентация

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru