Теоретическая и прагматическая валидизация

   Валидизация - процесс улучшения, настройки разрабатываемой психодиагностической методики, основная задача которого - добиться, чтобы методика диагностировала именно то, что надо разработчику. Различают теоретическую и прагматическую валидизацию.

Для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психическими явлениями и их показателями, посредством которых эти психические явления пытаются познать. Она показывает, что теоретический замысел автора и результаты методики совпадают.

Для определения теоретической валидности найти какой-либо независимый критерий, лежащий вне методики, весьма сложно. В истории психодиагностики на ранних стадиях поэтому опора была на интуитивное представление о том, что тест измеряет:

1) методика признавалась валидной, если это просто "очевидно";

2) доказательство валидности основывалось на уверенности исследователя в том, что его метод позволяет "понять испытуемого";

3) методика рассматривалась как валидная только потому, что теория, на основании которой строилась методика, "очень хорошая".

Впоследствии начались поиски научно обоснованных доказательств. Здесь важно отметить то, что большое значение в этом процессе имеет постепенное накапливание арсенала методик с уже известной и доказанной валидностью. Если психодиагност разрабатывает методику для оценки какого-то качества и при этом известно, что на эту же оценку направлены другие, валидные методики, то можно сравнить результаты по своей и по чужой методике, изучить корреляцию. Если коэффициент корреляции окажется весьма высоким, значит разрабатываемая методика обладает высокой теоретической валидностью.

Если есть сомнения в том, что именно оценивает методика, можно сравнить результаты по ней с результатами по чужим валидным методикам, диагностирующим смежные (подозрительные) характеристики. Если коэффициенты корреляции окажутся неожиданно большими, можно сделать вывод, что методика оценивает не то, что ожидалось.

Таким образом, если уже имеются чужие методики, направленные на измерение точно такого же параметра и/или смежных, можно установить конвергентную валидность (сходство с подобными) и дискриминантную валидность (отличие с методиками, имеющими иное теоретическое основание).

Значительно труднее установить теоретическую валидность, если нет родственных психодиагностических методик. В таком случае помогает:

- постепенное накопление разнообразной, разноплановой информации об изучаемом свойстве,

- анализ и критика теоретических предпосылок и экспериментальных данных,

- значительный опыт работы с методикой.

Все это помогает раскрыть истинный психологический смысл новой методики.

Для теоретической валидизации важную роль играет и сопоставление ее показателей с практическими формами деятельности. Однако редко здесь могут быть получены высокие коэффициенты корреляции. Это связано с тем, что на деятельность человека оказывает влиянием множество факторов. Например, на учебную деятельность влияет не только интеллект, но и сугубо личностные характеристики, такие как трудолюбие.

Поэтому перед тем, как сравнивать результаты по методике с практическими формами деятельности, нужно иметь уже хорошую теоретическую проработку. Имея прочную, обоснованную научную базу, можно уже применять, например, факторный анализ для того, чтобы выявить те основные факторы, которые влияют на показатели практической деятельности (с тем, чтобы найти или не найти в них прорабатываемые характеристики). Поэтому сопоставление методики с взятым из повседневной практики внешним критерием может лишь подкрепить или опровергнуть уже сложившиеся теоретические представления.

Часто так бывает, что разрабатываемая методика оценивает такие личностные качества, которые не укладываются в имеющиеся теоретические модели. Чаще всего это происходит при разработке методик отбора (в том числе профессионального). Оцениваемые характеристики обычно имеют синтетический характер ("склеены" из нескольких более распространенных в психологии) и при этом должны довольно четко проявляться в определенных жизненных ситуациях, видах деятельности. Прагматическая валидизация как раз подразумевает проверку методики на соответствие таким синтетическим характеристикам. Также она подразумевает проверку методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности.

Основной инструмент в процессе прагматической валидизации - сравнение по внешнему критерию, то есть находятся корреляции между методикой и конкретные жизненные проявления (например работоспособность, выраженная в изделия/час). Часто прагматическая валидизация происходит без предварительной теоретической проработки. Здесь большой упор делается на методологию разработки. Может быть, например, такой подход: синтетически из двух уже известных тестов комбинируется новый, затем путем сравнения с внешним критерием убираются плохо работающие вопросы, задания.

Для тестов способностей к обучению внешним критерием может быть успеваемость. Успеваемость также может быть внешним критерием и для тестов достижений, тестов на интеллект. Поэтому без теоретической проработки все же не обойтись. Для оценки взаимных влияний часто используют факторный анализ.

Литература

Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


См. также

Психодиагностика

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru