Гуревич. Психологическая диагностика. Учебное пособие >> МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активност...

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я, является качество личности, получившее название локуса контроля. Появление этого понятия в психологической литературе в первую очередь связано с работами американского психолога Дж. Роттера. Роттер предложил различать людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль за значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, другие люди и т. д. Любой индивид занимает определенную позицию на прямой (на континууме), задаваемой этими полярными типами локуса контроля. В отечественной психологической практике чаще всего используются три варианта методик локуса контроля: оригинальная "шкала 1 - Е" Роттера в переводе на русский язык; методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева; опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный С. Р. Пантилеевым и В. В. Столиным на факультете психологии МГУ. Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК) создан на основе шкалы Роттера с сохранением ее первичных качеств (одномерности, небольшого количества пунктов, формата шкалы, требующего в каждом пункте выбора одного из двух альтернативных суждений).

Опросник содержит 32 пункта, из которых 6 маскировочных и 26 работающих. Примеры пунктов: 7 а) "Как бы вы ни старались, некоторым людям вы все равно не понравитесь"; 7 б) "Люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими"; 12 а) "Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное"; 12 б) "Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая"; 13 а) "Если в общежитии скучно, значит, студенческий комитет ни куда не годится"; 13 б) "Сделать жизнь общежития веселой и интересной зависит от нас самих". В целях повышения достоверности результатов и нейтрализации позиционных эффектов опросник сбалансирован по следующим параметрам: 1) по интернальности - экстернальности, что обеспечивается форматом шкалы; 2) по направлению атрибуций"; примерно равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице; 3) по эмоциональному признаку: равное количество пунктов описывают эмоционально - позитивные и эмоционально - негативные ситуации. Утверждения опросников в основном ориентированы на учебную сферу, сферы достижения и межличностных отношении.

Данная шкала в достаточной мере удовлетворяет основным психометрическим требованиям, что подтверждается достигнутыми показателями надежности и валидности, а результаты применения данного опросника на различных выборках испытуемых свидетельствует о том, что его можно с успехом применять в психодиагностической практике.

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru