Способности

Способности - Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности в одном или нескольких направлениях, не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М.Теплов).

 


Актерские способности
В широком смысле - навыки и умения произвольного исполнения ролей, имитация чьего-то поведения, изображения тех или иных чувств, переживаний, отношений и т.п.; в узком смысле - компетентность актера.
Аналитические способности
Готовность и умение человека анализировать являения, происходящие в окружающем мире, основанные на владении строгими логическими методами и способности отделять в объекте существенное от несущественного, абстрагироваться.
Всестороннее развитие способностей и интересов
Одна из основных идей, задач педагогики: гармонично развитая личность, с разносторонне развитыми способностями, широкими интересами.
Гениальность
Высшая степень проявления индивидуальности человека. Реализуется в научных открытиях, создании произведений и иных достижениях, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений, смелость в отстаивании своей точки зрения.
Дееспособность
Способность к деятельности, предполагающая право на совершение действий юридического характера и ответственность за поступки.
Задатки и способности
Задатки - унаследованные свойства, предпосылки способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя.
Задатки способностей
Некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально - природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.
Изобразительные способности
Комплекс качеств (задатки и способности), обеспечивающих успешное художественное творчество.
Навык
Действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся операцией как компонентом более сложного навыка (К.К. Платонов).
Общая характеристика способностей человека
Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.
Одаренность
Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость.
Одаренность общая
Уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О.о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

При факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы "художественной" одаренности и "практической" одаренности. Люди обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов.

Одаренные дети
Дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.
Организаторские способности
Способности к организаторской деятельности; включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.
Предпринимательские способности
Способности человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск.
Природа человеческих способностей
Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое.
Профессиональные способности
Индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Развитие способностей
В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.
Развитие способностей у детей
Основные закономерности в развитии способностей у детей.
Ранняя одаренность
Специальная или общая одаренность, обнаруживаемая у детей. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности, рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Специальные способности
Система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью.
Способность к эмпатии
Способность проявлять в тех или иных ситуациях эмпатию (от греч. empatheia - вчувствование) – понимать и сопереживать другому человеку.
Тесты способностей
Методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества.
Уровень развития способностей
Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения.
Уровни развития способностей и индивидуальные различия
Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов.
Факторы развития способностей
Несколько советов для педагогов и родителей по развитию способностей у детей.

См. также

Психические свойства Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru