Отсутствие должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.
Противоречивое отношение к труду. С одной стороны, современный подросток осознает важность труда для достижения материального благополучия, с другой стороны - преувеличенная ценность личного комфорта, отражающаяся в слабой готовности к трудностям. В зависимости от готовности к труду формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя, найти свою нишу.
Важное отличие современного подростка от советского "сверстника" - различное понимание пользы. Первые стараются научиться быть полезными конкретным людям, вторые в большей степени старались быть полезными обществу в целом.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я