Роль усвоения структуры учебного предмета в обучении

Роль усвоения структуры учебного предмета в обучении - Для того чтобы овладение учащимися знаниями и умениями соответствовало особенностям их мышления, необходимо, по мнению Дж. Брунера, дать им понимание основной структуры того предмета, в состав которого входят эти знания и умения.

Усвоение структуры предмета-это понимание всех основных взаимосвязей в нем. Ведь одна из важнейших целей обучения - сделать результат обучения полезным в будущем, построить обучение так, чтобы результат его, достигнутый на одной ступени, помогал обучению на последующих ступенях.

Имеются два пути использования результатов обучения в будущем. Первый из них состоит в применении этих результатов для решения задач, в каком-то отношении сходных с теми, которые решались раньше. Этот путь психологи называют <специфическим переносом упражнений>, или <генерализацией навыков и ассоциаций>. Этот путь используется в первую очередь для обучения умениям.

Второй путь - это неспецифический перенос, или перенос принципов и отношений. Он заключается в первоначальном обучении такому принципу, который затем может быть использован так, чтобы последующие задачи воспринимались как частные случаи этого общего принципа. Этот тип переноса составляет сердцевину педагогического процесса, в котором происходит непрерывное расширение и углубление знаний.

Преемственность обучения, создаваемая переносом второго типа, как раз и зависит от овладения учащимися структурой учебного предмета. Ведь чем более глубоким и основным является понятие, которым овладел школьник, тем более широким будет его применение к новым задачам.

Для выделения в учебном предмете его основной структуры необходимо исходить из следующих четырех принципов.

Первый принцип состоит в том, что усвоение основных понятий делает весь изучаемый предмет более доступным. Если, например, учащийся усвоил основную мысль, что для того, чтобы какая-либо страна могла существовать, она должна вести торговлю, то ему становится более доступным для понимания такое довольно специфическое явление, как трехсторонняя торговля американских колоний.

Второй принцип состоит в том, что до тех пор, пока какой-либо частный факт не соотнесен с общей структурой, он быстро забывается. Отдельные факты или детали учебного материала сохраняются в памяти посредством включения их в определенную структуру или схему. Обучение общим, основным принципам способствует сохранению материала в памяти, позволяет школьнику восстанавливать (вспоминать) отдельные подробности, когда это необходимо. Хорошая теория является не только средством понимания явления, но и средством его последующего воспроизведения по памяти.

Третий принцип заключается в том, что усвоение основных понятий обеспечивает и перенос упражнений, генерализацию навыков.

Четвертый принцип состоит в том, чтобы посредством постоянного повторного прохождения на новой основе ранее изученных основных понятий помочь учащимся уменьшить разрыв между элементарными и научными знаниями.

 


Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru