Речь

Речь - Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по правилам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

 


Тренинги

Тренинги (Речь)

Речевое упражнение "Перестановка слов"
Упражнение группового психологического тренинга, направленное на развитие выразительности устной речи участников.
Речевое упражнение "Секретное значение слов-паразитов"
Упражнение группового коммуникативного тренинга, направленное на избавление речи от слов-паразитов.


Активный словарный запас
Совокупность слов одного языка, которые человек понимает и использует в своей устной и письменной речи.
Активный словарь
Лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания. По объему он меньше пассивного словаря, состоящего из понимаемых данным человеком слов.
Артикулема
Единица речи, представляющая собой моторную схему произнесения того или иного звука.
Артикуляция
Координация действий речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль.
Афония
Потеря голоса, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, при внезапных и сильных волнениях, при истерии.
Внутренняя речь
Сознательная вербальная деятельность, общение человека с самим собой. Проявления в.р. отчетливо видны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании.
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Общие особенности зарождения и развития речи; автономная детская речь.
Возникновение речи
Возникновение и развитие речи в истории человечества - тема, хотя и хорошо изученная учеными (психологами, антропологами, лингвистами), но до сих пор изобилующая большим количеством отдельных и разнообразных теорий, моделирующих этот процесс.
Восприятие устной речи
Построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания: восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознание на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом.
Вторая сигнальная система
Понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.
Выразительная речь
Выразительность является важным качеством речи, наравне с логическим ее содержанием.
Высказывание
Компонент речи, структурная единица текста, несущая более-менее целостную порцию информации.
Импрессивная речь
Психический процесс - понимание устной или письменной речи.
Кинестезии речевые
Афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают в том числе при выполнении умственных действий, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации из-за скрытого проговаривания слов.
Концепция внутренней речи Блонского
Модель генезиса внутренней речи, происходящего параллельно с генезисом внешней речи и обусловленного стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых.
Концепция внутренней речи Выготского
Теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий.
Красноречие
Способность излагать свои мысли красиво, доходчиво, образно.
Методы изучения речи
Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли.
Мимико-жестовая речь
Способ общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер.
Нарушения речи
Речь с нажимом, многословие, скудный запас слов...
Образность речи
Индивидуальная особенность, насыщенность речи человека яркими, запоминающимися и эмоциональными образами.
Общая характеристика речи
Речь — это процесс общения людей посредством стандартизированной знаковой системы - языка.
Основные виды речи
Монологическая и диалогическая, устная и письменная, внешняя и внутренняя.
Пассивная речь
Психический процесс - повторение услышанной и значимой вербальной информации в собственном сознании.
Пассивный словарный запас
Совокупность слов одного языка, которые понимает человек, но при этом может не использовать в своей письменной или устной речи.
Письменная речь
Речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций в виде письменного текста.
Развитие речи у ребенка
Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов.
Речевая деятельность в общении
Коммуникативная и сигнификативная функции общения.
Речевые упражнения
Упражнения, развивающие устную и письменную речь.
Речь и ориентировочная деятельность
Специфика речи связана с особенностями ориентировочной части деятельности. Можно выделить следующие стороны ориентировки речевого действия: 1) ориентировка в предмете сообщения; 2) ориентировка в языке как объективной системе средств, которыми выражен предмет сообщения; 3) ориентировка степени личностной значимости предмета сообщения; 4) ориентировка в мере адекватности или неадекватности выбранных языковых средств для решения коммуникативной задачи (рефлексия на степень субъективной удачи (или неудачи) собственной речевой деятельности); 5) ориентировка на адресат речи - учет его особенностей и возможностей.
Связность речи
Одна из основных характеристик речевой деятельности человека, степень взаимосвязи между собой произносимых им слов.
Ситуативная и контекстная речь
Речь маленького ребенка не образует связного смыслового целого, для ее понимания необходимо учесть ту конкретную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Словарный запас
Общий объем слов, которые знает и понимает человек (пассивный словарный запас), использует в письменной и устной речи (активный словарный запас).
Устная речь
Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.
Физиологические основы речи
На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.
Центр Брока
Участок коры головного мозга, находящийся в задне-нижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями.
Четкость речи
Характеристика речи человека, ясная артикуляция всех звуков, понятная для окружающих, членораздельность речи.
Чтение с губ
Распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых органов.
Эгоцентрическая речь
Говорение без попыток встать на точку зрения собеседника. Является характерным для ребенка. Если ребенок развивается в обеденной общением среде, то доля эгоцентрической речи достаточно велика.

См. также

Психические свойства Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru