Гештальтпсихология и проективная психодиагностика

   В теоретическом обосновании проективного подхода в психодиагностике в целом и отдельных методик в частности приняли участие и гештальтпсихологи. Они исходили прежде всего из того, что проективный стимул это фигура "обратимая", то есть допускающая множество толкований. Согласно положениям этой психологической школы, при интерпретации стимула аутохтонные факторы определяют границы влияния факторов интрапсихических. Когда аутохтонные параметры значительно выражены, то личностные факторы будут оказывать лишь незначительное влияние на формирование образов. При этом слабоструктурированные, неопределенные стимулы будут способствовать максимальному проявлению личностных особенностей в восприятии.

Как бы там ни было, особенности перцептивной организации, несмотря на слабоструктурированный материал проективного стимула, оказывают вполне определенное влияние на ответы испытуемого. И на эту перцептивную организацию влияют, согласно гештальтпсихологам, следующие пять законов.

1. Закон удовлетворительного продолжения

   При восприятии проективного стимула происходит некоторое структурирование стимула, и это структурирование устраняет аморфные особенности воспринимаемого. Испытуемый стремится согласовать форму стимула с формой хорошо знакомого предмета и поэтому может, например, как бы сглаживать стимул, отбрасывая мелкие детали.

2. Закон подобия

   Сходные внешне стимулы вызывают перцептивные процессы, приводящие к объединению или группировке их (стимулов) в акте восприятия.

3. Закон целостности

   Проективные стимулы часто "страдают" нарушениями в целостности. Например, могут быть разрывы в рисунках или пробелы в предложениях. Такие "неполные" стимулы порождают перцептивные процессы, побуждающие к созданию целого. Например, образование единого образа типично при восприятии роршаховских стимулов, имеющих разрывы в контуре.

4. Закон близости

   Формирование образов происходит при участии фактора близости между собой структурных компонентов проективного стимула. Закон близости, например, позволяет в чернильных пятнах методики Роршаха увидеть главные детали. Если изображение состоит из множества разорванных деталей, тогда восприятие целостной картины затруднено.

5. Закон симметрии

   Суть этого закона сводится к тому, что наличие симметричных элементов в проективном стимуле облегчает перцептивную группировку. При этом роль симметричных элементов в построении целостного образа значительно выше асимметричных, которые могут восприниматься случайными или носить некий уточняющий, индивидуализирующий характер.

Литература

Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психодиагностику.

 


См. также

Проективный подход в психодиагностике

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru