Связность речи

Связность речи - Одна из основных характеристик речевой деятельности человека. Отражает степень взаимосвязи между собой произносимых им слов. В связной речи каждое слово является логическим продолжением сказанного ранее. Такова практически вся письменная речь (этот абзац - один из примеров).

Устная речь, что интересно и характерно, у большинства людей значительно менее связна: происходят обрывы на полуслове, смысловые перескоки, нарушается грамматическая взаимосвязь. Это объясняется тем, что устная речь следует за мыслями человека, но мысли в скорости значительно опережают речевую деятельность, поэтому речь как бы не успевает за мыслью. К тому же у многих людей с низкой культурой мышления и/или находящихся в измененных состояниях (алкогольное или наркотическое опьянение, сильный стресс и др.) сами мысли могут путаться, что и проявляется в устной (иногда и письменной) речи.

Связность речи относительно легко тренируется. Многие профессиональные ораторы (преподаватели, политики, бизнесмены и др.) умеют говорить "как по писаному". Одна из решаемых в процессе тренировки задач - научиться эксплицировать (разворачивать) слушателю собственные мысли, а не просто доносить их в неизмененном виде.

 


Тренинги

Тренинги (Связность речи)

Логопедическое упражнение "Анализ мультфильма"
Психолог вместе с ребенком анализируют мультфильм.
Логопедическое упражнение "Волк и коза"
Психолог вместе с ребенком анализируют короткий рассказ Л. Н. Толстого.
Логопедическое упражнение "Закончить фразу"
Ребенок заканчивает за психологом фразу. На выбор ему даются три слова.
Логопедическое упражнение "Использование предметов"
Ребенок называет предметы, нарисованные на картинке. Рассказывает о том, как можно использовать эти предметы.
Логопедическое упражнение "Лекарство"
Психолог вместе с ребенком анализируют коротенький рассказ К. Д. Ушинского.
Логопедическое упражнение "Найти связь"
Даются попарно слова. Надо составить предложение из этих двух слов.
Логопедическое упражнение "Подобрать слово"
Для заданного слова ребенок подбирает связанное, составляет предложение.
Логопедическое упражнение "Потому что"
Ребенок заканчивает предложение, используя связку "потому что".
Логопедическое упражнение "Почему?"
Логопедическое упражнение для дошкольников и младших школьников. Задача - описывать своими словами причинно-следственные связи бытовых явлений.
Логопедическое упражнение "Сообразительность"
Психолог (логопед) вместе с ребенком рассуждают вслух.
Логопедическое упражнение "Чтобы"
Ребенок должен закончить предложение, используя связку "чтобы".


См. также

Психические свойства Речь Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru