Оценочная деятельность школьника в роли учителя

Оценочная деятельность школьника в роли учителя - Дополнительные занятия обычно проводятся в группах, созданных по принципу: <учитель>-отличник, <ученик>-неуспевающий. Многие отличники тяготятся возложенной на них обязанностью, открыто в присутствии отстающего принижают его, подчеркивая его несостоятельность.

Иной стиль отношений складывался в группе, где отстающие помогали отстающим (неуспевающие более младшего класса в роли <учеников> и неуспевающие более старшего класса в роли <учителей>). Здесь <учитель> гораздо терпеливее относился к неудачам своего <ученика>, у которого, в свою очередь, нарастала уверенность в себе.

Самым высоким баллом, которым отличники оценивали работы своих подопечных, была тройка. <Учителя>-неуспевающие ставили своим ученикам преимущественно <4> и <5>. Стремление неуспевающего ученика оценить работу товарища возможно более высоким баллом является свидетельством максимальной доброжелательности неуспевающего <учителя> к своему <ученику>, его стремления (пусть не достаточно осознанного) повысить самооценку своего подопечного. Он как бы дарит другому то, в чем так сильно нуждается сам.

Неуспевающий ученик ценит работу <учителя>, которая ему доверяется, в первую очередь за то, что она дает ему возможность самоутвердиться, почувствовать себя по сравнению с другими более сильным, получить право, которое ему до сих пор не давалось,-оценивать другого.

Позиция <учителя>, в которую был поставлен неуспевающий, обязывала его и восполнить пробелы в собственных знаниях. Повышающаяся самооценка превращалась при таких условиях в важнейший фактор изменения отношения к учению, а в результате-и успешного усвоения учебных знаний и навыков.

Работа педагога, который не сам проводит дополнительные занятия, а готовит к ним детей-<учителей>, значительно усложняется. Подготовить ребенка к этим занятиям-значит не только решить с ним учебную задачу, над которой ему придется потом работать с другим учеником, но и обучить его руководить поиском способов ее решения. Это означает заранее предвидеть трудности, с которыми встретится ученик при выполнении учебного задания.

 


Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru