Обучаемость

Обучаемость - Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности – при наличии и относительном равенстве других исходных условий, таких как исходный минимум знаний, положительное отношения к учению и т. д.

К числу интеллектуальных свойств, составляющих обучаемость, относится:

– обобщенность мыслительной деятельности (ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале);

– осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

– гибкость мыслительной деятельности;

– устойчивость мыслительной деятельности;

– самостоятельность мышления,

– восприимчивость к помощи.

Разные обучающиеся могут иметь разные индивидуальные различия в обучаемости. Этот "индивидуальный стиль" обучаемости зависит от характера сочетания перечисленных выше свойств. Сама по себе обучаемость рассматривается скорее как количественный показатель, данный же характер сочетания свойств является качественным показателем обучаемости. Уровень развития перечисленных интеллектуальных свойств есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний. Он обозначается как "экономичность мышления" и является количественным показателем обучаемости.

В целом обучаемость это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Обучаемость по своему содержанию является более узким понятием, чем способность, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием (коэффициентом интеллекта). Однако нельзя эти понятия отождествлять. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода. В некоторых случаях обучаемость даже падает с возрастом (что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой).

Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

 


Интеллект
(понимание, познание) - общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме".
Профессиональная обучаемость
Открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта.

См. также

Обучение Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru