Коррекция нарушений структуры мыслительной деятельности

Коррекция нарушений структуры мыслительной деятельности - В общем виде структура мыслительной деятельности состоит из трех основных компонентов - мотивационного, регуляционного (целевого) и операционального.

При задержке психического развития у младших школьников имеет место выраженное недоразвитие мотивационно-целевой и операциональной сторон деятельности: доминирует мотивация достижения результата, отсутствует целенаправленный поиск способа решения задачи, не сформирована операциональная основа деятельности. У подростков структура деятельности развивается неравномерно за счет преимущественного развития операциональной стороны по сравнению с мотивационно-целевой.

Использование вариантов корректирующего обучения, строящихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, в большинстве случаев приводит к коррекции ее нарушений. В общем виде схема обучающего эксперимента может быть представлена следующим образом:

1) основное задание достаточно трудное, непосильное для самостоятельного решения большинству детей (констатация);

2) система последовательно предлагаемых подсказок, с помощью которых ребенок приходит к правильному решению (обучение);

3) аналогичное задание, позволяющее определить способность к переносу усвоенного способа деятельности (контроль).

Цель первого, мотивационного этапа корректирующего обучения заключается в том, чтобы, во-первых, создать у ребенка мотив достижения результата (т. е. добиться принятия общей цели деятельности), во-вторых, вызвать сдвиг мотивации с результата на способ действия вообще и рациональный способ получения результата в частности. Это осуществляется с помощью различных вопросов, направленных на переключение мотивации с результата на способ, с одного способа на другой, с нерационального способа на рациональный (<Каким способом ты выполняешь задание?>, '<Можно ли решить задачу другим способом?>, <Есть ли более подходящий способ?> и т. д.).

На втором, целевом, этапе у школьника строится план будущих действий: постановка цели (<Найди более короткий способ решения задачи>), конкретизация цели, постановка определенной задачи, формулировка плана действий. Операциональный этап предполагает актуализацию необходимой для решения задачи операции. Обучение исполнительным действиям и операциям производится в тех случаях, когда ученик не может самостоятельно перейти от планирования к исполнению, т. е. реализовать в системе действий и операций предварительно построенный план. Сначала ему указывается последовательность действий, затем отрабатывается каждое действие, включая операции, его составляющие.

Критериями эффективности индивидуально проводимого обучения служат: степень его развернутости, т. е. количество и качество помощи, требующейся ребенку для перехода от нерационального к рациональному способу решения задачи; самостоятельное исполнение и перенос сформированного способа на другие варианты задач.

 


Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru