Конкурентоспособность на рынке труда

Конкурентоспособность на рынке труда - Личное качество конкретного человека, проявляющееся в соотношении уровня профессиональной компетенции и заработной платы, которую он готов получать за свой труд, и выражающееся в легкости, с которой он может найти себе работу.

Рассуждая о конкурентоспособности на рынке труда, многие авторы обращают внимание лишь на первый аспект проблемы: конкурентоспособный профессионал должен иметь как можно более высокую компетенцию. Но существует еще два аспекта конкурентоспособности, как это следует из определения.

Чем выше притязания работника в области зарплаты при том же уровне квалификации - тем ниже его конкурентоспособность. Хотя, разумеется, могут быть и исключения из правила - работодатель из двух одинаковых соискателей выберет того, у кого выше притязания в заработной плате. Причина этого в том, что работодатель не имеет возможности как-то объективно сравнить уровень квалификации соискателей и при этом он исходит из весьма наивного предположения, что "более дорогое - более качественное". Но все-таки большинство работодателей умеет довольно сносно считать свои деньги и вклад отдельных работников в общее дело.

Другое обстоятельство состоит в том, что в большинстве профессий существует несколько уровней компетенции, которые при этом можно рассматривать как ниши. Всем известны рабочие разряды, которые сохранились еще с советского времени: слесарь или повар могут быть первого, второго, третьего и т.д. разрядов. Соответственно зарплата у поваров третьего и пятого разрядов будет существенно различаться. И это различие объективно будет вытекать из того, что повар пятого разряда знает больше рецептов, более техничен и т.д. То же самое может быть среди юристов: один юрист знает больше другого в десять раз, опыт у него в десять раз больше, и зарплата поэтому в разы больше.

Любой работодатель, конечно, был бы рад иметь у себя повара пятого разряда, но платить ему по третьему, или же иметь опытного юриста, но платить ему как молодому специалисту. Приятно иметь и дворника или уборщицу, работающих за обычную зарплату, но свободно разговаривающих на пяти иностранных языках.

Но в реальной жизни такие чудеса случаются редко, поэтому работодатель вынужден выбирать, что более выгодно: иметь дешевого неопытного специалиста или же дорогого опытного. Во многих случаях оказывается, что выгоднее иметь дешевого неопытного специалиста. Например, это бывает в организациях, где бизнес-процессы уже хорошо поставлены, работа разложена на операции, которые просто надо аккуратно выполнять.

Поэтому для конкурентоспособности важно ориентироваться на определенную нишу. Иначе вполне может случиться так, что, перейдя на новый уровень компетенции, специалист теряет в конкурентоспособности - потому что мало мест где нужны "классные спецы".

 


См. также

Профориентация Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru