Концепция управления учебным процессом

Концепция управления учебным процессом - Сложившаяся в 60-х годах под влиянием кибернетики концепция управления учебным процессом сводилась к следующим, положениям: а) процесс обучения рассматривается как' процесс управления, в котором обучаемые есть объект управления, а учитель или обучающее устройство есть субъект управления; б) управление осуществляется путем жесткого программирования внешней деятельности обучаемых по усвоению ими системы знаний, умений и навыков, а также норм поведения; предполагается, что при этом происходит управление внутренней, психической деятельностью; в) такое управление позволяет индивидуализировать процесс обучения как по темпам, так и по содержанию обучения; г) в основе управления и коррекции управления лежит пооперационная обратная связь, для чего содержание обучения разбивается на достаточно мелкие элементарные смысловые единицы.

Эта концепция страдает рядом существенных пороков:

1. Ученик рассматривается лишь как объект управления, хотя в процессе долголетнего учения он является формирующейся личностью.

2. Эта концепция управления является единой для всех учащихся, без учета их возрастных особенностей.

Альтернативой этой концепции является другая, в основе которой лежат следующие положения.

1. Учение рассматривается как система различных видов деятельности ученика в процессе индивидуальной и коллективной работы, направленных на развитие тех качеств ученика, которые составляют цель обучения и воспитания.

2. До сих пор управление учением осуществлялось в основном лишь по параметру действий, путем задания ученику определенной системы действий, которые он должен был выполнить. Подлинное, психологически оправданное управление должно быть в первую очередь созданием условий для развития потребностей, мотивов и целей деятельности ученика.

3. Под жесткостью управления учением будем понимать жесткость последовательности действий ученика в процессе учения, определяемой извне учителем или обучающей системой. Чем больше эта последовательность определяется самим учеником, тем более гибким является управление. Жесткость управления учением должна быстро убывать по мере внутреннего роста учащихся, освобождая тем самым место для гибкости управления.

4. Под степенью личностности управления будем понимать степень самостоятельности учеников в целеполагании ими своей деятельности в процессе учения.

Если общие цели обучения и воспитания всегда задаются извне, то в порождении частных целей конкретных деятельностей ученик может принимать самое непосредственное участие. Степень личностности управления процессом учения должна возрастать по мере роста учащихся и на старшей ступени обучения приобрести всеобщий характер.

5. Управление процессом учения должно происходить при всемерной опоре на внутренние силы и возможности учащихся.

Следует отметить, что широко бытует иллюзия о чрезмерной силе и возможностях школы и учителей в отношении учащихся:

они могут любого научить, любого воспитать, независимо от его желаний и возможностей. Вторая иллюзия состоит в том, что сушествуют какие-то чудодейственные средства, методы, существенно облегчающие процесс учения. Однако легкое учение-это бесполезное учение. Наиболее полезное, развивающее учение-это учение на пределе трудности для данного ученика.

Управление процессом учения должно быть направлено не на принуждение учащихся, а на то, чтобы вызвать у них потребность в управляющих воздействиях учителя и желание выполнять их. Это возможно при выполнении по крайней мере следующих условий:

а) ученик должен знать общие планы и программы своего учения на предстоящий учебный год;

б) ученики должны точно знать, что они должны усвоить и чему научиться в результате изучения каждой очередной темы;

в) изложение любой темы учителем должно начинаться с выяснения, почему и зачем изучается эта тема, с постановки проблемы;

г) контроль должен осуществляться за каждым заданием у всех без исключения учеников;

д) в основу учета работы должна быть положена оценка по каждому пункту в виде <знает (умеет)> и <еще не знает (не умеет)> и за тему: <тема усвоена>, <тема еще не усвоена>;

е) учет работы должен быть гласным.

6. Система управления должна создавать атмосферу личной ответственности каждого ученика за свою работу, а также ответственность классного коллектива за работу каждого члена этого коллектива.

7. Управление учением должно способствовать всемерному развитию коллективных форм учения.

8. В основу системы управления учением (деятельности учителя) должна быть положена прогностическая модель деятельности ученика.

 


Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru